МиГ-31: Возможности и характеристики уникального перехватчика в воспоминаниях индийского маршала

МиГ-31 на стоянке

Радиолокационный комплекс и вооружение

Как отмечается, МиГ-31 получил значительное обновление авионики, включая более мощный бортовой компьютер и цифровые каналы передачи данных. Этот самолет, получивший название «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата», оснащен РЛС «Заслон» с пассивной фазированной антенной решеткой (PESA). Эта система позволяет применять ракеты «воздух-воздух» большой дальности.

По заявлениям российской стороны, радар способен обнаруживать истребители на расстоянии до 200 километров. Изначально сообщалось о возможности сопровождения 10 целей и одновременной атаки четырех из них ракетами Р-33 «Вымпел». Однако в реальности возможности системы оказались выше: она может отслеживать до 24 целей и вести огонь по шести из них одновременно.

На момент знакомства с самолетом его точные радиолокационные характеристики не были полностью известны. Усовершенствованная версия радара, «Заслон-М», по оценкам, имеет дальность обнаружения около 400 километров при установке на самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).

Дополнительные сенсоры и боевая нагрузка

Самолет также оборудован инфракрасной системой поиска и сопровождения, размещенной в выдвижном обтекателе под носовой частью. Ее дальность действия составляет 56 километров. Планировалось, что серийные машины будут нести разнообразное вооружение класса «воздух-поверхность», включая до шести противорадиолокационных или противокорабельных ракет, либо такое же количество высокоточных бомб КАБ-1500 с лазерным или телевизионным наведением.

Максимальная масса внешней подвески достигает 9000 кг. Основное вооружение для задач перехвата включает четыре ракеты Р-33 под фюзеляжем. По более поздним данным, на этих точках подвески можно разместить либо четыре Р-33, либо шесть более современных ракет Р-37. Четыре подкрыльевых пилона позволяют нести дополнительное вооружение, топливные баки или другое оборудование.

Отдельно стоит отметить возможность оснащения модификации МиГ-31БМ гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал» (Х-47М2), способным нести ядерные боеголовки. Эти ракеты, позиционируемые как оружие класса «воздух-воздух» большой дальности, по заявленным характеристикам могут поражать цели на расстоянии свыше 2000 км, развивая скорость до 10 Махов.

Сетевые возможности и взаимодействие

Важной особенностью МиГ-31 является наличие защищенного цифрового канала передачи данных. Детали его работы не раскрывались, однако было сообщено, что самолет способен передавать радиолокационную картину на индийские Су-30 и МиГ-29. Более того, перехватчик может принимать данные от наземных РЛС и ретранслировать электронное изображение другим самолетам в группе, что позволяет атаковать цели, оставаясь в режиме радиомолчания.

На основе данных, полученных от других самолетов по каналу связи, МиГ-31 может корректировать траекторию полета и параметры пуска ракет. Самолет также оснащен системой радиоэлектронной борьбы, подробности о которой не разглашаются.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Навигационный комплекс и система предупреждения столкновений построены на основе двух инерциальных систем, работающих в связке с цифровыми вычислительными машинами.

Отличия от предшественника и боевые возможности

После технического брифинга российские конструкторы и летчики провели подробный инструктаж. Они подчеркнули, что, несмотря на преемственность с МиГ-25, изменения в МиГ-31 носят фундаментальный характер. Фюзеляж был удлинен для размещения второго члена экипажа – оператора РЛС, а также внедрены другие новые конструктивные решения. Конструкция крыла и фюзеляжа стала более прочной.

Новая РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать цели в верхней и нижней полусферах, а также эффективно поражать низколетящие цели. По словам пилотов, радиолокационные характеристики значительно улучшены, а система устойчива к работе в условиях помех.

Особо была отмечена возможность групповых действий четырех МиГ-31. Используя каналы обмена данными, такая группа способна контролировать фронт протяженностью до 900 километров. Радар с дальностью обнаружения 200 км в сочетании с мощным вооружением позволяет самолету эффективно перехватывать низколетящие крылатые ракеты, палубную авиацию, беспилотники и вертолеты. Дальность автоматического сопровождения цели бортовой РЛС составляет 120 км.

МиГ-31 может использоваться и в качестве истребителя сопровождения для стратегических бомбардировщиков. При этом самолет не предназначен для маневренного ближнего боя или разворотов с высокой перегрузкой – его специализация остается дальний перехват.

Производство и экспортные перспективы

Собеседник сообщил, что на тот момент пилоты ВВС России уже активно летали на МиГ-31, а сотни таких машин были построены на заводе «Сокол». После распада СССР часть парка получили ВВС Казахстана. С гордостью было отмечено, что МиГ-31 остается одним из самых скоростных серийных самолетов в мире и будет оставаться на службе еще долгие годы. Россия, испытывавшая в то время острую нехватку средств, была крайне заинтересована в возможной закупке перехватчиков МиГ-31 ВВС Индии.

Истребитель Авиация ВВС Техника Военная История Перехватчик МиГ-31 Пилот Оружие МиГ-31БМ Самолет Крылатая Ракета Ракета Гражданская Авиация Чанганг 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Я летал на МиГ-31. Третья часть воспоминаний маршала ВВС Индии.