Строгий отбор и секретная подготовка: как становились пилотами легендарного SR-71 Blackbird

Легендарный стратегический разведчик SR-71 Blackbird в полете.

Испытание на прочность: отбор кандидатов

Путь в экипаж самого быстрого и засекреченного самолета в истории начинался с многоступенчатого и чрезвычайно жесткого отбора. Кандидаты, уже доказавшие свой высокий класс как пилоты, проходили через серию испытаний, призванных оценить не столько их летные навыки, сколько психологическую устойчивость и способность работать в условиях колоссального стресса, характерного для полетов на SR-71.

Тренажер как первое сито

Одним из ключевых этапов была работа на сложном тренажере. После краткого, но насыщенного инструктажа кандидаты получали серию заданий, моделирующих реальные миссии. Инструкторы наблюдали, как будущий оператор справляется с оценкой параметров полета, управлением оборудованием в кабине и, главное, как он ведет себя в нештатных, стрессовых ситуациях в совершенно незнакомой обстановке. Для некоторых это становилось непреодолимым барьером, в то время как другие демонстрировали хладнокровие и выдержку.

Медицинский барьер: ставка на карьеру

Еще одной серьезной причиной, по которой многие высококлассные пилоты отказывались от идеи попасть в программу, были масштабные медицинские обследования. Кандидаты проходили проверку, сопоставимую по строгости с отбором астронавтов, в отделении аэрокосмической медицины на базе ВВС Брук в Техасе. Риск был огромен: врачи могли обнаружить скрытые проблемы, которые приводили к пожизненному отстранению от полетов. Для многих пилотов такая «лотерея» была неприемлема — они не готовы были «ставить на кон свои крылья». В 1970-х процедуру ужесточили, введя ежегодную расширенную проверку на базе ВВС Бил, включавшую тест на беговой дорожке, электроэнцефалограмму, сложные анализы крови и многое другое.

Психологический портрет идеального кандидата

Не менее важным, чем физическое здоровье, было психологическое состояние. В ходе длительного интервью кандидата расспрашивали о семейной жизни, мотивах и карьере. Целью было найти спокойных, уравновешенных и рассудительных людей, способных неукоснительно следовать детальным инструкциям. Программе SR-71 были не нужны горячие головы, склонные к импровизации и риску ради острых ощущений. Полет в воздушном пространстве потенциального противника требовал абсолютного самоконтроля, ведь любая ошибка или эмоциональный срыв могли привести к международному скандалу или подорвать репутацию США.

Обратите внимание: "Мигранты буквально дрались чтобы попасть на спасательные плоты".

Финальное решение и начало пути

Окончательный отбор проходил быстро и неформально, так как речь шла об одном-двух местах. Комиссия обсуждала результаты полетов на Т-38, работу на тренажере, медосмотр и собеседование. Тем, кто не прошел, направляли вежливый отказ, подчеркивая высокую конкурентность программы. Счастливчику же звонил лично командир эскадрильи, поздравлял с зачислением и сообщал дату начала 10-месячного интенсивного и крайне сложного обучения. Однако это был лишь старт, а не гарантия успеха — впереди лежали многочисленные испытания.

Мир высочайшей секретности

Попадая на базу ВВС Бил, экипажи погружались в атмосферу строжайшей секретности. Программа SR-71 требовала специального допуска под кодовым названием «Высшая Корона», который получал только тот персонал, чьи обязанности напрямую были связаны с самолетом. Даже руководство по летной эксплуатации (Dash-1) имело гриф NOFORN, запрещающий передачу иностранным государствам. Стены управления эскадрильей были уставлены массивными сейфами для хранения секретных документов. С первого дня пилотам приходилось запоминать огромное количество паролей, кодов и инструкций — иногда даже для того, чтобы просто воспользоваться туалетом. Это был мир, где доверие, дисциплина и умение хранить тайны ценились так же высоко, как и мастерство пилотирования.

Военная техника Военная авиация Истребители Военная история Авиация Blackbird Sr-71 Пилот SR-71 Blackbird Самолет Changgang 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Как попасть в экипаж SR-71? Окончание воспоминаний Ричарда Грэма.