Присутствие на борту высокого начальства и катастрофа «Пчёлки»

Трагический день 9 января 1985 года в Белорусской ССР начался с идеальных погодных условий. Как позже вспоминали, стояла ясная, солнечная погода, которую пилоты называют «один на миллион». Из аэропорта Береза в сторону Хучина поднялся небольшой самолет Ан-14, прозванный в СССР «Пчелкой» за характерный внешний вид и жужжание двигателей. Западные же аналитики из НАТО присвоили ему куда менее поэтичное кодовое имя «Clod» («Ком»), считая его простой и несовершенной машиной.

Ан-14 «Пчелка» — легкий транспортный самолет.

Эта конкретная «Пчелка» была приписана к истребительной авиационной дивизии. Хотя она и не была боевой машиной, в таких соединениях она выполняла важные вспомогательные функции: использовалась для тренировочных парашютных прыжков летчиков, доставки почты и, что особенно важно, в качестве «воздушного такси» для перевозки командного состава. Именно последняя задача была у нее в тот роковой день.

Кабина пилотов Ан-14.

Роковой состав экипажа и пассажиров

На борту находилось шесть человек. Экипаж состоял из командира, майора А., и бортинженера Л. Пассажирами были четыре высокопоставленных офицера дивизии: сам командир дивизии, его заместитель и два начальника служб. Ключевой деталью стало то, что командир дивизии был не просто летчиком-истребителем, а настоящим асом, имевшим боевой опыт, в том числе в арабо-израильском конфликте, и отмеченным лично Ясиром Арафатом.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Именно присутствие столь авторитетного пассажира, как полагает следствие, нарушило стандартную расстановку сил в кабине. Согласно негласным правилам и человеческой психологии, опытный боевой летчик вряд ли стал бы сидеть сзади, пока другой пилот управляет самолетом. Хотя официальные документы не фиксируют, кто именно сидел на правом кресле (штурмана), логично предположить, что им мог быть либо командир дивизии, либо бортинженер, вытесненный из своей рабочей зоны. Это нарушение штатного порядка и стало первым звеном в цепи событий, приведших к катастрофе.

Развитие аварийной ситуации

Через 25 минут после взлета, на небольшой высоте около 100 метров и при скорости 160 км/ч, произошел отказ левого двигателя. Воздушный винт зафлюгировался не полностью, создавая огромное аэродинамическое сопротивление.

Официальное расследование установило техническую причину: серьезные нарушения в эксплуатации двигателей. Экипаж не провел должным образом предполетную подготовку силовой установки, не закрыл створки капота в полете и, что критически важно, не включил вовремя обогрев карбюратора. Это привело к обледенению и остановке двигателя. Эти обязанности обычно лежат на бортинженере, чье место в кабине, вероятно, было занято, что и привело к роковому упущению.

Ан-14 — народный труженик неба.

Роковые решения под давлением обстоятельств

Столкнувшись с отказом, экипаж, возможно, под психологическим давлением присутствия начальства, принял ряд ошибочных решений. Вместо того чтобы немедленно садиться на ближайшую подходящую площадку, они, нарушая инструкцию, решили продолжить полет к аэропорту назначения. Неполное флюгирование винта тянуло самолет в сторону и резко снижало скорость.

Когда скорость упала до критической, командир все же решил идти на вынужденную посадку. Но и здесь была допущена ошибка: для увеличения подъемной силы он выпустил закрылки, что на одном двигателе и малой скорости категорически запрещалось, так как это еще больше увеличивает сопротивление и риск сваливания. В попытке избежать столкновения с лесополосой пилот совершил резкий разворот налево. Комбинация низкой скорости, крена и выпущенных закрылков привела к окончательной потере управляемости — самолет вошел в штопор и с большой вертикальной скоростью врезался в землю.

Итоги и выводы

Чудом выжили двое: командир дивизии и бортинженер. Официально катастрофа была списана на ошибки экипажа в эксплуатации двигателей и нарушение инструкций по полету на одном двигателе.

Однако неофициально, среди авиаторов, главной причиной трагедии считается именно присутствие на борту высокого начальства. Оно не только создало психологическое давление, заставившее пилота принимать рискованные решения, чтобы «не ударить в грязь лицом», но и, вероятно, напрямую привело к нарушению стандартной схемы работы экипажа, когда бортинженер был отстранен от своих прямых обязанностей. Эта история стала горьким уроком о том, как человеческий фактор и субординация могут перевесить даже четкие летные инструкции.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

Теги: Авиация, Самолеты, Рейсы в аэропорту, Катастрофы, Советские события, Гражданская авиация, Военная авиация, Авиакатастрофа, Длинный пост

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Присутствие на борту высокого начальства и катастрофа «Пчёлки».