
Знаменитая аварийная посадка Airbus A320 на реку Гудзон, ставшая примером высочайшего профессионализма экипажа.
Безопасность полетов и устройство самолета
Авиация по праву считается самым безопасным видом транспорта. Это достигнуто благодаря комплексному подходу: от строжайших стандартов проектирования и производства воздушных судов до многолетней подготовки пилотов. Несмотря на это, у многих пассажиров сохраняется страх перед полетами, часто основанный на непонимании принципов аэродинамики и реальных возможностей современного лайнера.
Ключевой момент — сохранение целостности планера (фюзеляжа, крыльев, хвостового оперения). Даже серьезная неисправность, такая как отказ или даже разрушение одного из двигателей, не лишает самолет возможности продолжать полет и совершить безопасную посадку. Современные многодвигательные воздушные суда сертифицированы для полета на одном работающем двигателе.
Причины и вероятность отказа двигателей
Полный отказ всех двигателей — событие чрезвычайно редкое. Современные турбины — это высокотехнологичные изделия с высочайшей надежностью. Процесс их производства максимально автоматизирован и контролируется, что сводит к минимуму производственные дефекты. Внешние угрозы, такие как столкновение с птицами или попадание посторонних предметов, также тщательно просчитываются и минимизируются на этапе планирования полетов.
Такие факторы, как попадание молнии, могут вызвать кратковременные сбои в электронике, но современные системы защиты и процедуры перезапуска позволяют быстро восстановить работу. Экипажи и диспетчеры заранее получают информацию об опасных метеоявлениях (грозы, зоны сильной турбулентности) и прокладывают маршруты в обход них.

15 января 2009 года. Экипаж под командованием Чесли Салленбергера успешно посадил Airbus A320 на воду реки Гудзон после столкновения со стаей птиц и отказа обоих двигателей. Все 155 человек на борту выжили.
Аэродинамическое планирование: самолет не падает камнем
Важно понимать: даже при полной остановке всех двигателей самолет не превращается в падающий камень. Он становится планером. Это явление называется аэродинамическим планированием или снижением. Лайнер начинает постепенно терять высоту, сохраняя управляемость.
Обратите внимание: Может ли самолет лететь с отказавшими двигателями.
Большие авиалайнеры оснащены резервными системами (например, RAT — турбогенератором, выдвигаемым в поток воздуха), которые обеспечивают минимально необходимую энергию для управления. Соотношение потери высоты к пройденному расстоянию (аэродинамическое качество) у современных лайнеров составляет примерно 1:10. Это означает, что с высоты 10 километров самолет может в режиме планирования преодолеть расстояние до 100-120 километров. У пилотов появляется драгоценное время для оценки обстановки, связи с землей и выбора наиболее подходящей площадки для аварийной посадки — будь то ближайший аэропорт или, как в случае с Гудзоном, водная гладь.

Возгорание двигателя — серьезная, но зачастую управляемая ситуация. Экипажи проходят отработку подобных нештатных ситуаций на тренажерах.
Профессионализм экипажа — главный фактор спасения
Наиболее критичным отказ двигателей может быть на этапах взлета и набора высоты, когда запас высоты минимален. Однако история авиации, включая «чудо на Гудзоне», доказывает, что грамотные действия и выучка экипажа способны спасти ситуацию даже в самых сложных условиях. Пилоты регулярно отрабатывают подобные сценарии на полноценных летных тренажерах, что позволяет довести действия до автоматизма.
Таким образом, вероятность одновременного отказа всех двигателей у современного авиалайнера статистически ничтожно мала. А сочетание инженерной надежности, аэродинамических свойств планера и подготовки экипажа создает многоуровневую систему безопасности, призванную справиться даже с этой маловероятной ситуацией.
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поставьте ей лайк. Многие из наших материалов вы найдете на нашем сайте. Мы будем рады, если вы посетите. Нам очень важна ваша подписка: Пикабу, Telegram-канал, сообщество ВК, YouTube и сообщество Пикабу «Все о космосе». Все это способствует развитию нашего проекта «Журнал фактов".
[Мои] Технологии Изобретения Самолеты Авиация Гражданская авиация Пилотное оборудование Несчастные случаи Полеты Космос Длинная статья 21Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Что произойдет в случае отказа всех двигателей самолета.