Трагедия «фруктового рейса»: катастрофа Ан-12 в Норильске из-за ошибок экипажа и сложной погоды

22 июня 1992 года произошла одна из трагических авиационных катастроф в российской Арктике. Грузовой самолет Ан-12 авиакомпании «Норильские авиалинии», выполнявший так называемый «фруктовый рейс» по доставке свежих продуктов в северные регионы, потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Норильска. На его борту, помимо 12 тонн груза, находились 12 человек: 7 членов экипажа и 5 пассажиров.

Самолет Ан-12, аналогичный потерпевшему крушение.

Роковое стечение обстоятельств

Рейс следовал по маршруту Андижан-Омск-Норильск. После дозаправки в Омске погода в пункте назначения начала резко ухудшаться. К моменту подлета к Норильску условия стали настолько плохими, что экипаж принял решение уйти на запасной аэродром в Игарке. Дождавшись временного улучшения, самолет вновь направился в Норильск, однако при снижении погода опять испортилась: низкая облачность, туман, дождь и видимость всего 2.5 км. Формально эти условия все еще укладывались в метеоминимумы аэропорта и командира, но были предельно сложными.

Роковые решения в кабине пилотов

Заход на посадку выполнялся в этих тяжелых условиях, причем управление было поручено второму пилоту. В кабине в этот критический момент отсутствовал летчик-проверщик, что стало одной из ключевых ошибок. Из-за плохой видимости пилот значительно отклонился от курса влево. Несмотря на предупреждение диспетчера о серьезном отклонении и отсутствие визуального контакта с огнями взлетно-посадочной полосы, экипаж, нарушая правила, принял роковое решение не уходить на второй круг, а попытаться выровнять самолет и сесть.

Когда огни ВПП наконец стали видны, пилоты осознали, что посадка невозможна. На высоте всего 55 метров, в 330 метрах левее оси полосы, было отдано запоздалое решение об уходе на второй круг. При выполнении этого маневра самолет вышел на критически высокий угол атаки, левое крыло задело бетон, и Ан-12, проехав по полосе около 60 метров, вновь оторвался от земли.

Аэропорт Норильска (Алыкель), место трагедии.

Финальная катастрофа

Попытка набрать высоту оказалась неудачной. На той же высоте в 55 метров самолет вновь потерял подъемную силу и свалился. Он рухнул на землю в 600 метрах справа от взлетно-посадочной полосы, перевернулся и частично сгорел. Из 12 человек на борту выжили лишь двое: второй пилот и один пассажир, оба с тяжелейшими травмами. Остальные 10 человек погибли.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Обломки Ан-12 после катастрофы.

Причины и выводы расследования

Следствие установило, что непосредственной причиной катастрофы стал вывод самолета на закритический угол атаки при уходе на второй круг с большим боковым отклонением. Однако к этой фатальной ошибке привела целая цепочка нарушений и неблагоприятных факторов:

  • Плохое взаимодействие внутри экипажа и отсутствие в кабине опытного проверяющего пилота.
  • Необоснованное решение командира передать управление в сложнейших условиях второму пилоту.
  • Грубейшее нарушение правил — продолжение захода на посадку без визуального контакта с полосой и при серьезном отклонении от курса.
  • Возможное снижение работоспособности экипажа из-за усталости после длительного перелета с заходом на запасной аэродром и желания во что бы то ни стало завершить рейс.

Обломки самолета долгие годы лежали рядом с аэропортом и были утилизированы лишь в 2017 году в ходе его реконструкции.

Расследование авиакатастроф ВК:

https://vk.com/club227048718

[Мой] Авиация Самолет Аэропорт Полет Пилот Катастрофа Авиа Беженец Авиация Норильский Инцидент Длинный Пост 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Фруктовый рейс" Катастрофа Ан-12 в Норильске.