22 июня 1992 года грузовой самолет Ан-12 авиакомпании «Норильские авиалинии» выполнял «фруктовый рейс». Так называются грузовые рейсы, доставляющие свежие фрукты в северные районы страны. Маршрут самолета был Андижан-Омск-Норильск. Помимо 12 тонн груза, на борту находятся 5 пассажиров и 7 членов экипажа.
Ан-12
После того как самолет вылетел из промежуточного аэропорта Омска и дозаправился, погода в Норильске постепенно ухудшилась. По прибытии ситуация стала настолько плохой, что экипаж решил проследовать в запасной аэропорт Игака.
После улучшения погоды судно отправилось в Норильск. Когда начался спуск, погода вновь ухудшилась: моросил дождь, небо затянуло облаками, туман рассеялся, высота облаков упала до 100 метров, видимость упала до 2,5 километров. Но такая погода соответствует как личному минимуму погоды командира Ан-12, так и минимуму погоды аэропорта Норильска (высота облаков 80 метров, видимость 1000 метров).
Заход на посадку проводился в сложных метеоусловиях. Самолетом управлял второй пилот. В состав экипажа также входил летчик-проверщик, но во время захода на посадку по неизвестной причине он отсутствовал в кабине. Поскольку огни земли и взлетно-посадочной полосы не были видны, второй пилот значительно отклонился влево. Высота над полосой захода на посадку (1000 метров от конца ВПП) составляет 110 метров, увеличиваясь до 280 метров после 780 метров.
Диспетчер посадки уведомил совет директоров об отклонении. Но в нарушение всех правил и без визуального контакта с взлетно-посадочной полосой экипаж решил не уходить на второй круг, а вместо этого решил приземлиться. Пилот начал маневрировать, чтобы вернуть самолет на курс.
наконец, увидев огни земли и взлетно-посадочной полосы, экипаж оценил невозможность приземления авиалайнера и понял, что посадка невозможна.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
На высоте 55 метров, в 220 метрах от ВПП и в 330 метрах левее оси ВПП было принято решение об уходе на второй круг. Отклонив руль высоты, авиалайнер достиг сверхкритического (16°) угла атаки, приземлился на левое крыло, коснулся поверхности ВПП и приземлился на ВПП левее центральной линии левого шасси. Пассажирский самолет промчался всего около 60 метров по взлетно-посадочной полосе, снова взлетел на взлете, запустил двигатель на угол тангажа 14° и начал набор высоты с вертикальной скоростью 7 м/с.Аэропорт Норильска сегодня
На высоте 55 метров пассажирский корабль вновь вышел на закритический угол атаки. Происходит повторная остановка. Усилия экипажа остановить его в конечном итоге оказались неэффективными. Самолет столкнулся с землей в 605 метрах справа от взлетно-посадочной полосы и в 1332 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. Первый контакт произошел за пределами аэропорта, возле внешнего ограждения. Самолет прокатился по земле 200 метров, рухнул и частично сгорел. Из 12 человек, находившихся на борту, 10 погибли. Второй пилот и незарегистрированный пассажир получили серьезные травмы и были отправлены в больницу для лечения.
В ходе расследования было установлено, что основной причиной крушения Ан-12 стало то, что экипаж вывел самолет на закритический угол атаки после попытки посадки при уходе на второй круг при наличии сильных боковых отклонений, превышающих все допуски.
Обломки Ан-12
Основными факторами, приведшими к катастрофе, стали, прежде всего, плохая связь между экипажем и отсутствие инспектора в кабине. Кроме того, капитан необоснованно поручил посадку неопытному старшему помощнику и приземлился в сложных погодных условиях. Более того, капитан нарушил все правила и нормы, приняв решение о посадке, не установив визуального контакта с огнями взлетно-посадочной полосы. Несмотря на серьезное уклонение, экипаж продолжил заход на посадку, а не сразу ушел в обход. Снижение работоспособности экипажа может быть вызвано перелетами на большие расстояния до запасных аэропортов и желанием как можно быстрее завершить задержанные рейсы.
Обломки Ан-12 лежали рядом с взлетно-посадочной полосой до тех пор, пока в 2017 году не восстановили аэропорт Норильска.
Расследование авиакатастроф ВК:
https://vk.com/club227048718
[Мой] Авиация Самолет Аэропорт Полет Пилот Катастрофа Авиа Беженец Авиация Норильский Инцидент Длинный Пост 3Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Фруктовый рейс" Катастрофа Ан-12 в Норильске.