СМИ: поставленные Сеулом FA-50 создали большие проблемы для польских ВВС

Покупка Польшей южнокорейских учебно-боевых самолетов FA-50 создала большую проблему для ВС Польши. О ситуации сообщил портал onet.pl со ссылкой на источники в ВВС Польши.

Соглашение Варшавы о закупке 48 истребителей FA-50 было подписано бывшим министром обороны Мариушем Блащаком (2018-2023) в сентябре 2022 года, однако текст соглашения не предусматривал закупку необходимого вооружения, запчастей и эмуляторов, сообщает портал пишет.

госсекретарь Блащак надеялся на быстрый политический успех, и он это сделал. Но последствиями стали серьезные проблемы с подготовкой пилотов и неопределенные перспективы дальнейшего использования машин. » onet.pl процитировал слова офицера польских ВВС.

Портал также упомянул начальника Генерального штаба Войска Польского генерала Веслава Кукулу, по словам которого, «договор о покупке (ФА-50 — прим. ТАСС), подписанный бывшим главой Минобороны, был написан именно так» то, как он был разработан сегодня, требует времени и усилий для исправления этих недостатков".

В результате все 12 FA-50, полученные Польшей, были вынуждены оставаться на базах в районе города Минск-Мазовия с 1 января по 15 марта 2024 года, не имея возможности взлететь, сообщили в Минобороны. Информатор портала сообщил, что самолеты больше не летали, с декабря прошлого года до начала апреля этого года.

Самолеты без ракет, тренажеров и тренажеров

Портал пишет, что контракт на закупку самолетов не предусматривал закупку к ним боеприпасов. Позже выяснилось, что нынешние польские ракеты «воздух-воздух» не подходят для FA-50, поскольку они «слишком сложны» для этих самолетов. Мариуш Челна, главный редактор журнала "Nowa Technika Wojskowa", рассказал порталу: "Только новая версия FA-50PL, которая будет выпущена через несколько лет, сможет использовать ракетное вооружение нового поколения.

Другой вопрос — подготовка польских пилотов, сообщает Onet.pl. Хотя восемь польских пилотов прошли обучение на FA-50 в Южной Корее, полеты без корейских инструкторов происходят крайне редко. Летом прошлого года в Польшу из Южной Кореи приехали два инструктора, но один из них вскоре сломал руку и вернулся в Южную Корею. Недостающих инструкторов можно заменить тренажерами, но по соглашению 2022 года три тренажера OFT (Operational Flight Trainer) для FA-50 не поступят в Польшу до 2025 года, а тренажеров для катапультирования пилотов не будет согласно.

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20546537

Что мы знаем об этом самолете?

Самолет имеет семь точек подвески. Каждый из них в первую очередь ограничен максимальным весом, с которым его можно использовать. Общий вес оружия может достигать почти 4,5 тонн .

Достаточно важный вопрос при выборе оружия – максимальная перегрузка. Хотя это не имеет большого значения для горизонтального полета (поскольку для устойчивого горизонтального полета значение равно 1), следует помнить, что эти типы самолетов часто выполняют различные типы маневров.

Особенно большие перегрузки возникают при выходе самолета из пикирования и развороте на больших скоростях. Во-первых, это связано с тем, что чем больше вооружения имеет самолет, тем более ограниченной становится его маневренность. Национальный научно-исследовательский центр подробно изучил проблему заторов .

Подвешенные предметы включают в себя не только ракеты и бомбы. Это также могут быть дополнительные топливные баки или контейнеры, предназначенные для конкретных задач .

В настоящее время вооружение самолета FA-50 обсуждается во многих местах, особенно в интернет-группах и на форумах. Данная статья является первой в серии и станет продолжением описанного нами оружия. Фактически, что касается версии Block 10, то она не впечатляет, а недостатком является то, что она поставляется только в версиях L, M, P и G ракеты малой дальности AIM-9 Sidewinder. Он имеет ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick версий A, B, D и G, а также неуправляемые ракеты LAU-3/A .

Также можно подвешивать бомбы: свободнопадающие Mk 82, спутниково-навигационные GBU-38/B JDAM (на базе бомбы Mk 82), корректируемый ветром кассетный боеприпас СБУ-105 с суббоеприпасами BLU-108, кассетный Mk-20 Rockeye II пушка.

Я расскажу о возможностях ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick и свободнопадающей бомбы Mk 82. Это оружие использовалось в версии Block 10, поэтому оно используется до сих пор. Более того, большую часть вооружения FA-50 можно найти на польских F-16 .

AIM-9 Сайдвиндер

Это американская ракета класса «воздух-воздух» с тепловым наведением (использующая инфракрасное излучение). Кстати, это была первая принятая на вооружение ракета класса «воздух-воздух». Он был построен в 1950 году и находится в производстве с 1952 года. В этот период появились технологии и достижения в тактике воздушного боя. Его скорость составляет примерно 3060 км/ч.

АИМ-9Г

Это версия ракеты AIM-9D, созданная для ВМС США. Имеет специальную систему, позволяющую использовать непрямое радиолокационное наведение или поиск целей по заданной схеме.

https://wiki.warthunder.com/AIM-9G_Sidewinder#

АИМ-9Л

Ракета обладает способностью атаковать цели на высокой скорости и маневрировать под любым углом (ALASCA – All-Aspect Capability). В качестве примера использования можно упомянуть, что эта версия использовалась Великобританией во время Фолклендской войны с Аргентиной и достигла очень высокой эффективности

https://wiki.warthunder.com/AIM-9L_Sidewinder#

АИМ-9М

Это улучшенная версия AIM-9L. Он имеет улучшенную систему наведения и менее чувствителен к помехам, таким как блики. Используется в бою, например, во время операции «Буря в пустыне

https://www.turbosquid.com/pl/3d-models/aim9m-sidewinder-3d-...

АИМ-9П

Это улучшенные версии ракет AIM-9J/N. Для стран, которые, по мнению США, не должны обладать более современными ракетами, а именно AIM-9L/M. Поэтому его параметры слабее.

https://wiki.warthunder.com/AIM-9P_Sidewinder#

АИМ-9Х

Версия Sidewinder X станет частью вооружения FA-50 Block 20, самой современной версии, доступной в настоящее время с 2004 года. Здесь используются современные системы наведения и электроника. Кроме того, эта версия позволяет вам атаковать, не фиксируясь на цели. Он имеет вектор тяги, что делает его очень маневренным. Кроме того, он даже позволяет атаковать цели, расположенные под углом 180 градусов. Кроме того, версия X будет использоваться в наших F-16.

https://pl.wikipedia.org/wiki/Plik:AIM-9X_Sidewinder.jpg

AGM-65 Маверик

Это американская тактическая ракета класса «воздух-земля» или «воздух-вода» (в настоящее время встречается также термин «воздух-земля»). Его относят к высокоточному оружию. Как и AIM-9, имеет множество модификаций: A, B, C, D, E, F, G, H, J, K и L. Производитель не уточнил, какая версия самолета FA-50 оснащена, но есть видеоролики, показывающие его использование версии ракеты AGM-65 G, поэтому можно предположить, что именно они будут использоваться. Эта версия также используется на польских F-16 (точнее AGM-65G-2).

AGM-65G представляет собой улучшенную версию ракеты AGM-65D IIR Maverick. Для сравнения, он имеет боеголовку большего размера (такую ​​же, как у AGM-65E/F) и может действовать против защищенных целей. Более того, он также имеет достаточно эффективную систему наведения и цифровую систему автономного вождения. Его разработанная версия AGM-65-G2 базируется в Польше и оснащена современным программным обеспечением и более быстрой системой наведения, позволяющей эффективно поражать движущиеся цели.

длина ракеты 2,55 м, диаметр 0,305 м, размах крыла 0,71 м, вся ракета весит 301,5 кг, а сама боевая часть (в данном случае фугасная бомба) весит 135 кг. Мощность обеспечивается твердотопливным ракетным двигателем Thiokol TX-481, который разгоняет Maverick до скорости 1150 км/ч. Дальность: до 27 километров. Кроме того, загрузка может быть лазерной, телевизионной или термической.

https://en.wikipedia.org/wiki/AGM-65_Maverick

Бомба МК 82

Американская универсальная бомба свободного падения. Его весовой рейтинг составляет 500 фунтов (около 227 килограммов). Общий вес зависит от множества различных факторов, включая: систему защиты от падения, предохранители или элероны, и может варьироваться от 510 до 570 фунтов. Более того, это одна из наиболее часто используемых и самых маленьких авиационных бомб.

его длина 2,22 м, диаметр 0,273 м, он использует трехтоновую взрывчатку (смесь тротила и алюминиевого порошка в соотношении 4:1) и весит 192 фунта (около 87 кг).

Как и ранее описанную ракету, мы можем найти ее на вооружении F-16 в Польше.

https://www.mojehobby.pl/products/Mk.-82-Bomb-2-pcs-13282289...

Кассетная бомба CBU-105

CBU-105 — американская высокоточная кассетная бомба. Его основное предназначение – уничтожение бронетанковых целей противника. Она разработана на базе бомбы СБУ-97 массой 450 кг. Его система наведения также постоянно корректирует влияние ветра. После сброса с самолета и обнаружения цели он выпускает 10 суббоеприпасов BLU-108. Более того, у каждого из них есть специальный тормозной парашют, позволяющий падать вертикально. Кроме того, BLU-108 имеет кумулятивную боевую часть. Пуля весит 3,4 килограмма и имеет диаметр 12,7 сантиметра. Этим типом бомбы оснащены такие самолеты, как F-15E и F-16. Они использовались в бою, например, во время Второй войны в Персидском заливе

Кассетная бомба MK 20 Rockeye II

Это американская противотанковая кассетная бомба свободного падения. Также известен как CBU-100. Он весит около 220 кг и может нести до 247 суббоеприпасов (Mk.118 Mod.1). Это конструкция, которая неоднократно модернизировалась и развивалась: первые агрегаты были построены в 1967 году и производятся до сих пор. Он показал свою выдающуюся сторону в таких сражениях, как война во Вьетнаме и Первая война в Персидском заливе.

https://free3d.com/3d-model/aircraft-bomb-mk-20-rockeye-ii-w...

Комплекс стрельбы по воздушным мишеням АГТС-36.

Его полное название — Система воздушной стрельбы. Это элемент, который не является строго оружием. Пилоты называют их «рукавами». Это перетаскиваемая мишень для школьной стрельбы. В Польше такого решения пока нет. Кроме того, буксирная эскадра больше не действует.

Обратите внимание: Осужденные за катастрофу бомбардировщика офицеры выплатят 4,5 млн рублей.

Последняя польская команда распалась в 1999 году. Последние «патронные» стрельбы в нашей стране произошли много лет назад, когда МиГ-15 и 17 стреляли патронами, развернутыми на тросах, буксируемых самолетами Ил-28.

https://meggittdefense.com/product/agts-36-aerial-gunnery-ta...

Беговая ракетная установка ЛАУ-3

Это пусковая установка, стреляющая неуправляемыми 70-мм ракетами. Первоначально это были Mk. 4 авиационные ракеты со складным оперением (FFAR), также известные как «Могучая мышь», могут нести 19 штук. Они служат как ракетами класса «воздух-воздух» (для которых они изначально были разработаны), так и ракетами «воздух-воздух». Земля. В процессе производства было создано несколько модификаций пусковой установки, в том числе: базовая версия - LAU-3, и пусковая установка для одиночного выстрела и залпа - LAU-3 S/A .

https://www.ima-usa.com/products/original-us-vietnam-war-lau...

Из-за широкого распространения и низкой точности ракет FFAR они были заменены ракетами Hydra 70 в качестве основного элемента неуправляемого вооружения FA-50. Они также используются в качестве ракет класса «воздух-поверхность» и, как и их предшественники, имеют калибр 70 мм. Они оснащены твердотопливными двигателями Мк 66, способными развивать скорость до 2660 км/ч. Помимо двигателей, они включают в себя три складных алюминиевых хвостовых оперения и взрыватель боевой части. Длина ракетки 1,06 м, размах крыльев 18,6 см, взлетная масса (без головки ракетки) 6,2 кг, сама головка ракетки весит около 4,5 кг. Эффективная дальность – 8 км, максимальная – 10,5 км.

https://pl.wikipedia.org/wiki/Hydra_70#/media/

Оружие версии Block 20

Как упоминалось ранее, вооружение версии Block 10 не впечатляет. Лишь версия Block 20 должна иметь большую боевую ценность за счет интеграции с новыми боеприпасами. Первая — это ракета класса «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder. Уже описано в предыдущих статьях. Это последняя и определенно лучшая версия этого пункта. Нижеследующее относится к интеграции с ракетой средней дальности AIM-120 AMRAAM. Информации о его конкретной версии пока нет. Можно предположить, что это AIM-120C-5 или AIM-120C-7. Они уже используются на F-16 (заказаны с 2006 и 2017 годов соответственно). Что касается ракет «воздух-поверхность», в свою очередь, планируется интегрировать их с британской ракетой Brimstone и немецко-шведской ракетой Taurus KEPD 350 .

FA-50 также будет оснащен лазерным блоком наведения Sniper ATP (возможно, даже версией Block 10). Это, в свою очередь, позволяет использовать разнообразное высокоточное оружие (например, бомбу с лазерным наведением GBU-12 Paveway). Никакой информации о расположении вооружения на различных частях самолета предоставлено не было. Единственные «уверенные» — это ракеты «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder на законцовках крыла и блоки Sniper ATP на подфюзеляжных агрегатах.

Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120

Это американская ракета класса «воздух-воздух» средней дальности. Он имеет активную систему наведения, корректируемую через инерциальную навигационную систему (ИНС). Он может поражать цели за пределами видимости (БВР — за пределами видимости) в любых погодных условиях, днем ​​и ночью. AMRAAM — это ракета типа «выстрелил и забыл». Это означает, что самолет может уйти сразу после взлета при условии, что не потребуется радиолокационная помощь для поражения наиболее удаленных целей. Особенно при использовании ракет на больших дистанциях необходимо вводить в систему данные о скорости, положении и курсе цели.

Эти данные используются специально для поддержки систем INS. Данные о цели можно получить разными способами: от бортовой РЛС самолета-носителя, инфракрасных детекторов и от других самолетов (например, АВАКС) по шине данных (канал передачи данных - для стран НАТО канал 16 является стандартным) https://www.designation-systems.net/dusrm/m-120[.html]

Версия С-5 имеет дальность действия 105 километров, а С-7 — 120 километров. Ракета имеет длину 3,66 м, размах крыльев 44,7 см и диаметр 17,8 см. Твердотопливный двигатель Hercules/Aerojet разгоняет ракету до 4900 км/ч. Ракета весит 157 кг, а сама боевая часть (WDU-41/B) - 18 кг.

сера

Это британская ракета класса «воздух-земля» (также доступна как ракета «земля-земля»). На этом решении базировался польский истребитель танков, входивший в программу «Оттокар-Брзоза». Ее цель – уничтожение бронированных целей. Как и описанная ранее AMRAAM, это ракета по принципу «выстрелил и забыл». Данные передаются бортовым компьютером самолета, после чего ракета наводится на цель (с использованием активного радиолокационного наведения). Интересно, что ракета оснащена собственным радаром, что позволяет с очень высокой точностью определять местоположение конкретной цели в заданном районе .

https://www.mbda-systems.com/product/maritime-brimstone/

его длина 1,8 м, диаметр 17,8 см, размах 30 см. Масса всей ракеты — 48,5 кг, сама боевая часть — 6,3 кг, дальность — 60 км. Он оснащен твердотопливным ракетным двигателем, способным разогнать его до скорости примерно 1600 км/ч .

Телец КЭПД 350

Taurus — крылатая ракета класса «воздух-земля», совместно разработанная Швецией и Германией. Его работа основана на GPS, INS, навигации по местности и тепловой идентификации. Дополнительно голова работает в инфракрасном диапазоне. Его пользователями являются Германия, Испания и Южная Корея. Дополнительно его могут нести F-15 K Slam Eagle (используется Южной Кореей), Panavia Tornado (Германия), Eurofighter Typhoon (Саудовская Аравия, Австрия, Испания, Германия, Оман, Великобритания и Италия), JAS 39 Gripen. (Швеция, Чехия, Венгрия, Южная Африка, Таиланд и Бразилия) и McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (США, Австралия, Финляндия, Испания, Канада, Кувейт, Малайзия и Швейцария). Следовательно, потенциальных пользователей вышеуказанной ракеты гораздо больше.

https://corporalfrisk.com/tag/taurus-kepd-350/

внешние размеры: длина 5,1 м, диаметр 1,08 м, размах крыла 2,06 м. Масса ракеты - 1400 кг, сама боевая часть (MEPHISTO - Multi-effect Penetrator High Complexity and Target Optimization) - ок. Примерно до 1050 км/ч его разгоняет ТРДД Williams F121-WR с тягой 6,67 кН (для сравнения, двигатель FA-50 (т.е. ТРД General Electric F404) выдает тягу 53,07 кН). Taurus имеет дальность полета 500 километров и высоту полета от 30 до 70 метров.

Снайперский ATP (модуль расширенного прицеливания)

Система наведения производства компании Lockheed Martin в США. Он используется для идентификации, выбора и последующего наведения управляемого оружия на цель. Он работает очень эффективно и днем, и ночью. Это не строго оружие, но некоторые бомбы требуют его присутствия.

Собранные им данные затем могут быть переданы на другие самолеты или наземные центры. Кроме того, наземные и воздушные цели могут автоматически обнаруживаться, идентифицироваться и сопровождаться.

https://www.lockheedmartin.com/en-us/products/sniper.html

контейнер имеет специальную форму, минимизирующую аэродинамическое сопротивление. Его длина 2,52 метра, диаметр 30,5 см и вес 202 кг. Максимальная полезная высота составляет 15 100 м.

В состав контейнера Sniper ATP входят лазерный целеуказатель (подходит для оружия с лазерным наведением), ПЗС-камера и система FLIR с разрешением 640 х 512 пикселей. ПЗС-матрица (устройство с зарядовой связью) представляет собой совокупность множества светочувствительных элементов. Каждый записывает электрический сигнал, пропорциональный количеству падающего на него света. Эти данные затем можно прочитать.

Система FLIR (Forward Looking Infrared) представляет собой наблюдательную тепловизионную камеру. Это пассивное устройство использует инфракрасное излучение, излучаемое любым объектом. Кроме того, после линейных сканеров и систем обнаружения и сопровождения целей (IRST – Infrared Search and Track) это самый популярный тепловизионный прибор в авиации. Кроме того, он позволяет обнаруживать, идентифицировать и классифицировать цели, которые не могут быть обнаружены бортовыми радиолокаторами.

Бомба GBU-12 Paveway

Американские бомбы относятся к высокоточному оружию. Для работы им требуется лазерное наведение (например, через описанный ранее Sniper ATP Tank). Отсюда они и получили свое название GBU – Отряд управляемой бомбы. Они были созданы на базе бомбы Mk 82 и использовались в боевых действиях, таких как операция «Буря в пустыне». Там они добились довольно высокого КПД – около 88%.

https://www.turbosquid.com/pl/3d-models/gbu-12-paveway-ii-3d...

он имеет длину 2,21 м, диаметр 27,3 см и дальность действия 14,8 км. Масса бомбы составила 230 килограммов, из них масса взрывчатого вещества — 87 килограммов. Это трехцветный цвет (тротил и алюминиевый порошок смешаны в соотношении 4:1).

Планируемая интеграция вооружения позволит существенно повысить боевую ценность самолета. Это сделало бы FA-50 скорее истребителем, чем учебно-тренировочным самолетом. Вопросы интеграции еще не окончательно решены, и со временем в ее арсенале могут появиться и другие ракеты или бомбы. Хорошей также была бы интеграция с американской противорадиолокационной ракетой класса «воздух-земля» AGM-88 HARM (High Speed ​​Anti-Radiation Missile). Кроме того, хорошей покупкой также будут мобильные ракеты воздушного класса — AGM-158 JASSM (совместная ракета класса «воздух-поверхность») и планирующая бомба AGM-154 JSOW (совместное противостоящее оружие). Более того, оба решения уже доступны на польских самолетах F-16 .

Военная Авиация Польская Военная Техника Авиация Истребитель Оружие Текст Длинный Пост 4

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: СМИ: поставленные Сеулом FA-50 создали большие проблемы для польских ВВС.