Роковая посадка: как сдвиг ветра и решение пилота привели к крушению Боинга 727 в Нью-Йорке

Начало рокового рейса

24 июня 1975 года, в 13:00, в международном аэропорту Нового Орлеана началась подготовка к вылету рейса 66 авиакомпании Eastern Air Lines (в тексте ошибочно указана China Eastern Airlines). Боинг 727-200 должен был следовать в Нью-Йорк. Командиром воздушного судна был опытный капитан Джон В. Крэйвен, чей общий налет превышал 17 000 часов. Его вторым пилотом был Уильям Эберхарт с 5 000 часов опыта. Экипаж дополняли бортинженер и бортинженер-инструктор, а в салоне работали четыре стюардессы. На борту находились 116 пассажиров и 8 членов экипажа.

Боинг 727-200 авиакомпании Eastern Air Lines, аналогичный разбившемуся.

В 13:20 самолет вылетел по маршруту. Полет до Нью-Йорка проходил в штатном режиме, и в 15:35 экипаж вышел на связь с диспетчерской службой аэропорта имени Джона Кеннеди (JFK).

Надвигающаяся угроза

Из-за интенсивного воздушного движения диспетчеры направили лайнер на посадку на полосу 22L. Первоначально погода не вызывала серьезных опасений: видимость составляла 8 километров в дымке. Однако ситуация стала стремительно ухудшаться. Уже через две минуты диспетчер сообщил об ухудшении видимости до 3 километров и начале дождя. Рейсу EA66 было приказано снизиться до 1220 метров.

Именно в этот момент, по данным расшифровки переговоров, бортинженер произнес зловещую фразу, указывающую на критически низкий запас топлива: «Через час мы падем, хотим мы этого или нет». Капитан Крэйвен обсудил с экипажем сложную дилемму: продолжать заход на посадку в ухудшающихся погодных условиях или искать альтернативный аэродром при минимальном остатке горючего.

Аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, 1970-е годы.

Предупреждение, оставшееся без внимания

Прямо перед рейсом 66 посадку на ту же полосу 22L пытался совершить другой самолет Eastern Air Lines, рейс 902. Его экипаж столкнулся с опасным сдвигом ветра — резким изменением скорости и направления воздушного потока. Пилоты доложили диспетчеру: «У нас был довольно большой сдвиг, потянувший нас вправо и вниз... видимость была нулевая... скорость полета упала на 10 узлов, а скорость снижения достигла 1500 футов в минуту. Мы совершили уход на второй круг со 100 футов».

Экипаж рейса 902 напрямую связался с коллегами с борта 66 и предупредил, что садиться в таких условиях — безрассудно. Несмотря на это предупреждение и очевидную опасность, капитан Крэйвен принял решение продолжить посадку. Он передал управление второму пилоту Уильяму Эберхарту.

Роковые секунды

Заход осуществлялся в условиях сильной грозы, ливня и мощной турбулентности. Согласно показаниям стюардесс в хвосте самолета, первоначальное касание полосы прошло нормально. Однако почти сразу лайнер попал в мощный нисходящий поток скоростью до 6,4 м/с.

Кабина пилотов Боинга 727-200.

Самолет резко потерял высоту и скорость. На высоте около 8 метров он задел седьмой фонарный столб огней приближения. Последовала команда второго пилота: «Режим взлета!» — но было уже поздно. Лайнер, задев еще две опоры, рухнул на землю перед самой взлетно-посадочной полосой, разрушился и загорелся.

Место катастрофы рейса EA66.

Жертвы и расследование

Спасателям удалось извлечь из обломков 12 выживших (10 пассажиров и 2 стюардессы), но один из пассажиров скончался от травм спустя девять дней. Таким образом, общее число погибших составило 113 человек (107 пассажиров и 6 членов экипажа). На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа одного самолета в истории США.

Расследование Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) установило, что самолет был исправен. Основной причиной катастрофы назвали столкновение с сильным низкоуровневым сдвигом ветра и нисходящими потоками в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Это привело к резкой потере высоты и скорости.

Комиссия также отметила ошибку экипажа: в критический момент пилоты, пытаясь визуально сориентироваться в условиях нулевой видимости («белой мглы»), могли упустить из внимания показания пилотажных приборов, которые сигнализировали об опасном снижении. Кроме того, было указано на недостаточную реакцию диспетчерской службы, которая, зная о экстремальных погодных условиях и неудачной попытке посадки рейса 902, не запретила заход на полосу 22L.

Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.

Огни приближения и опоры, подобные тем, о которые разбился Боинг 727.

Трагедия рейса 66 стала суровым уроком для мировой авиации, ускорившим внедрение доплеровских метеорадаров для обнаружения сдвига ветра и ужесточение правил принятия решений об уходе на второй круг.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо всей команде!

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Авиация Полет Самолета Пилот Аэропорта Расследует Авиакатастрофу Катастрофа Гражданской Авиации Инцидент 13

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Еще час, и мы упадем, хотим мы этого или нет» Крушение Боинга 727 в Нью-Йорке.