

Эволюция штурмовой авиации: от A-10 к Су-25
Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II, известный как «Бородавочник», с 1980-х годов превратился в многофункциональный боевой самолёт, способный поражать цели высокоточным оружием на значительных дистанциях. Многочисленные модернизации в 1990-х годах значительно расширили его возможности, позволив эффективно бороться не только с иррегулярными формированиями, но и с регулярными войсками противника. Изначально компоновка советского Су-25 во многом напоминала A-10, однако российский самолёт долгое время отставал в оснащении современной авионикой и высокоточными средствами поражения. Это ограничивало его возможности по поиску целей и применению управляемого оружия.
Упущенные возможности и текущее состояние
Ещё в 1980-1990-е годы у Су-25 был потенциал для развития в самолёт нового поколения. Появились проекты оснащения его современными прицельно-навигационными комплексами и «умным» оружием большой дальности, таким как противотанковые ракеты «Торнадо». Эта концепция, вдохновлённая сочетанием живучести «летающего танка», современной электроники и высокоточных боеприпасов, доказала свою эффективность во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Однако в сложные 1990-е годы реализация этих планов в России была заморожена. В итоге модернизация Су-25 пошла по пути создания относительно простого и недорогого самолёта для локальных конфликтов.
Для сравнения: за 43 дня операции «Буря в пустыне» A-10 применили более 5000 управляемых ракет AGM-65 Maverick, действуя за пределами зоны поражения иракских систем ПВО. Ещё в 1990-е американцы отрабатывали тактику применения управляемых ракет по целям, подсвеченным лазером с других самолётов. В 2000-2010-х годах A-10 получил возможность использовать корректируемые авиабомбы JDAM (американский аналог российских УМПК), сбрасывая их с больших, средних и малых высот. Этот опыт широко применялся на Ближнем Востоке. A-10 может применять бомбы с телевизионным, лазерным и спутниковым наведением, а также специальные бетонобойные боеприпасы для поражения укреплённых подземных объектов, что успешно использовалось против ИГИЛ.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Кроме того, A-10 был оснащён малыми бомбами диаметра SDB (Small Diameter Bomb), позволяющими нести до 16 боеприпасов за один вылет. Были модернизированы системы связи, навигации, прицеливания и интеграции с автоматизированными системами управления боем. Самолёт также может нести различные подвесные контейнеры с разведывательным и целеуказательным оборудованием.
Ограничения российского Су-25 и потенциал платформы
В течение десятилетий Су-25 существовал в парадигме, отличной от A-10. При применении неуправляемого оружия с пикирования он становится уязвим для средств ПВО. Использование же неуправляемых ракет с горизонтального полёта приводит к большому рассеиванию и низкой точности. Российский Су-25 в его текущей конфигурации не приспособлен для скоростного применения корректируемых бомб типа УМПК с больших дистанций — в отличие от, например, Су-34. Это же касается и современных управляемых ракет большой дальности. Даже противотанковые ракеты «Торнадо», применяемые российскими вертолётами, недоступны для серийных Су-25 ВКС России. Авионика самолёта также не позволяет в полной мере использовать такие возможности, как автоматический сбор данных и ввод координат целей в планирующие боеприпасы уже в полёте.
Однако сам по себе Су-25 представляет собой отличную базовую платформу. Как показывает пример глубокой модернизации азербайджанских Су-25МЛ с участием Турции, при серьёзном обновлении авионики и вооружения этот самолёт способен получить все функции современного ударного комплекса. При этом он сохраняет свою ключевую особенность — высочайшую живучесть «летающего танка», которая по некоторым параметрам превосходит A-10. Таким образом, если российские Су-25СМ3 подвергнуть глубокой и комплексной модернизации, их ударная мощь может возрасти кратно, сравнившись по эффекту с массовым внедрением УМПК, а возможно, и превзойдя его.
Военная авиация военная техника Changgang 11
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Су-25 ВКС РФ нельзя конвертировать в "воздушный каток как у USAF" - это подход к Су-25 как базовой платформе.