Утром 24 августа 1943 года небо над Москвой было чистым и безоблачным. В этой идеальной для разведки обстановке немецкий высотный самолет-разведчик «Юнкерс» Ю.86П провел целый час, спокойно кружа над столицей и делая аэрофотоснимки стратегических объектов. На его перехват были подняты пятнадцать истребителей разных моделей, которые состояли на вооружении московской системы ПВО. Однако ни одному из советских летчиков не удалось добраться до рабочей высоты «Юнкерса», которая составляла 12 километров.

Бессилие истребителей ПВО
Британский «Спитфайр», поставленный по ленд-лизу, показал лучший результат, сумев набрать 11 500 метров. Его пилот предпринял попытку атаковать, ведя огонь с более низкой позиции, но дистанция оказалась слишком велика для эффективного поражения цели, и снаряды прошли мимо. Остальные самолеты не смогли даже приблизиться к этой отметке: Як-9 поднялся до 11 000 метров, специально доработанный «высотный» МиГ-3 — лишь до 10 800 метров. Як-1 и американская «Кобра» и вовсе ограничились 9 500 и 9 000 метрами соответственно, что делало перехват физически невозможным.

На следующий день командующий войсками ПВО генерал Громартин был вынужден констатировать в своем докладе неприятный факт: несмотря на активную воздушную разведку противника над Москвой, состоящие на вооружении истребители не обладают необходимыми высотными характеристиками для борьбы с подобными целями. Он с сожалением отметил, что спустя более года войны проблема создания эффективного высотного перехватчика так и не была решена советской авиапромышленностью.

Проблема для всех союзников
Самолет «Юнкерс» Ю-86Р, оснащенный герметичной кабиной, был серьезной головной болью не только для СССР. Этот высотный разведчик активно использовался люфтваффе на всех фронтах Второй мировой войны. Он совершал полеты на таких высотах, которые были недосягаемы для большинства истребителей того времени, что позволяло ему безнаказанно вести разведку и даже сбрасывать бомбы. Вплоть до 1942 года не было зафиксировано ни одного случая успешного уничтожения этого самолета в воздухе.
Единственный относительно результативный инцидент произошел над Великобританией в сентябре 1942 года. Пилот «Спитфайра» сумел поразить Ю-86 пушечным снарядом, однако этого оказалось недостаточно для его уничтожения. Немецкий экипаж, выполнив задание, сбросил бомбовую нагрузку в поле и благополучно ушел на свою базу. Этот эпизод наглядно показал, насколько сложной была задача по перехвату и поражению цели на предельных высотах даже для специально модифицированных самолетов.


Военная техника авиация ВОВ Люфтваффе самолет-разведчик военная авиация Чанганг 14
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Летчикам-перехватчикам оставалось лишь провожать разведчик сочным матерным словом.