"Вы, командир экипажа, коммунист?" Угон Як-40 в 1973 году

2 ноября 1973 года самолет Як-40 выполнял внутренний пассажирский рейс Москва — Брянск. В 10:45 самолет вылетел из аэропорта Биково с 28 пассажирами и 3 членами экипажа на борту (капитан Иван Кашин, второй пилот Станислав Тарпекин, бортмеханик Николай Никитин). Расчетное время полета 50 минут.

Як 40

У Як-40 нет отдельного багажного отделения под полом. Пассажиры несут все свои вещи, помещают их в незапираемый багажный отсек и проходят в основной салон. Примерно за 10 минут до приземления четверо пассажиров достали из багажного отделения огнестрельное оружие и дробовики. После этого преступники стали угрожать пассажирам оружием и попытались проникнуть в кабину. Угонщиками оказались молодые люди: Виктор Романов, Владимир Зарнин, Петр Бондарев, Александр Никифоров. Они мечтали сбежать из Советского Союза на Запад.

Бортмеханик услышал шум в кабине. Он открыл дверь и сразу увидел перед собой коробку. С криком пилоту – «Атака!» Он ударил по багажнику и попытался закрыть дверь. Но грабитель просунул конец ствола пистолета в щель в двери и выстрелил. Дежурный на месте происшествия нажал ногой кнопку экстренной помощи и отправил диспетчеру сигнал бедствия.

Диспетчер: 607, на вас напали?
КВС: Да.
Диспетчер: Ваше решение?
Изображение: Я приземлюсь в Брянске.
Диспетчер: Понятно, приземлился благополучно.

Бандит затащил бортмеханика в кабину. Он встал и схватил оба их пистолета. Но в этот момент третий Зарнин выстрелил ему в живот из обреза. Пуля прошла насквозь, но контейнер (часть снаряженного охотничьего патрона крупного калибра, вытесняющая небольшой пыж) остался в ране. Пассажир Владимир Гапоненко бросился на помощь бортмеханику. Грабитель выстрелил еще раз, попав ему в правое плечо. Пуля прошла по касательной и не причинила серьезных повреждений.

В этот момент пилоту удалось забаррикадироваться в кабине. Захватчики заранее решили убить одного из пилотов, думая, что с ним будет проще разобраться и договориться. Они стреляли без разбора через стену, целясь в командира. В результате стрельбы было повреждено радио, из-за чего переключение каналов стало невозможным.

Вход в кабину Як-40. Источник изображения: https://ngs.ru/text/world/2022/08/28/71599586/

Чтобы реализовать решение о посадке в Брянске, экипаж, пройдя Калугу, начал снижаться на высоту 400 метров. Но в этот момент угонщики сломали замок двери и проникли в салон. После этого они пригрозили расстрелять пассажиров и потребовали от экипажа вернуться в Москву. Пилоты были вынуждены сообщать диспетчерам об изменении маршрута.

В это время из Орла вылетели два истребителя, преследовавшие на той же скорости Як-40, ожидая приказа уничтожить самолет, чтобы не допустить его до Москвы. В переговорах с землей происходили странные вещи:

Диспетчер:

– Вы, командир экипажа, член КПРФ?
Картина: – Коммунизм.
Диспетчер: - Где второй пилот?
Картина: – Коммунизм.
Диспетчер: - Где бортмеханик?
Фото: – Он тоже член партии.
Диспетчер: - Да…

Позже командир Иван Кашин рассказал в интервью: «Когда они узнали, что все коммунисты, видимо, где-то достигли какой-то договоренности, им разрешили лететь во Внуково.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В то время этот аэропорт находился далеко от границы с Москвой». Несмотря на плохие погодные условия (туман) и малое количество топлива, в 12:00 экипаж успешно приземлился.

Угонщики Виктор Романов, Владимир Зарнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров

Вскоре во Внуково прибыли председатель КГБ Юрий Андропов и министр внутренних дел Николай Сероков и на месте возглавили операцию по спасению заложников. Переговоры продолжались до 17:20, когда из самолета освободили двоих раненых - Никитина (бортинженера) и Габоненко (пассажира).

Преступники потребовали выкуп в $1,5 млн на следующих условиях: газ и половина выкупа в обмен на освобождение половины пассажиров. Самолет затем должен был полететь в Ленинград, где после получения второй половины выкупа и дозаправки угонщики планировали освободить оставшихся пассажиров и улететь в Швецию.

Было принято решение не выпускать угнанный самолет из аэропорта и начинать атаку. Оперативную группу составили сотрудники полиции-добровольцы. В его состав вошли: Михаил Лячманов, Валентин Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Поплядухин. Руководителем группы задержания был Попрядухин, уроженец Брянской области. Из пожарного щита вынули крюк и топор.

Группа захвата тайно проникла в самолет и спряталась под ним возле носовой стойки шасси. После нескольких часов ожидания преступникам было приказано подготовить передачу. Вместо денег они использовали манекены. Узнав о переводе денежных средств и услышав шум под самолетом, преступники пришли к выводу, что выкуп доставлен. Угонщик Никифоров открыл входную дверь, и лейтенант Раков тут же заблокировал ее в открытом положении крюком.

Угонщик Зарнин начал стрелять в полицейских, которые открыли ответный огонь. Никифоров получил серьезные травмы, упал в аэропорту, а позже скончался в больнице. К самолету подъехал БТР и обстрелял его из пулеметов. Всего в самолет попало около 90 пуль. Группа задержания применила слезоточивый газ, но дымовые гранаты, спрятанные между сиденьями, привели к возгоранию обивки сидений.

Пассажиры запаниковали и из-за задымления начали покидать самолет. Увидев, что план угона провалился, угонщик Романов застрелился. Угонщики Зарнин и Бондарев сдались полиции. Причем последнее было получено от «благодарных» пассажиров после сложения оружия. В ходе беспорядочной стрельбы во время нападения двое пассажиров получили ранения, но жертвами стали никто иной, как двое угонщиков.

после нападения

Советский суд приговорил несовершеннолетнего Владимира Зарнина (которому на момент преступления было 16 лет) к 10 годам лишения свободы за угон самолета с отбыванием наказания в колонии - максимальное наказание для несовершеннолетних в то время. В тюрьме он постоянно подвергался унижениям и умер после освобождения. Петра Бондарева с помощью родителей признали невменяемым и отправили на лечение в психиатрическую больницу, где он пробыл всего шесть месяцев. Умер в Москве в 2004 году.

За проявленное мужество полицейский Александр Поплядухин и капитан авиации Иван Кашин были удостоены звания Героя Советского Союза. Самолет отремонтирован и продолжает эксплуатироваться.

После угона Советский Союз ужесточил контроль за посадкой пассажиров в аэропорту. Угон самолета – отдельное преступление. Также созданы специальные силы для борьбы с терроризмом.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Инцидент Авиация Аэропорт Самолет Преступный Угон СССРЯк-40 Рейс Гражданской Авиации Длинный Столб 45

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Вы, командир экипажа, коммунист?" Угон Як-40 в 1973 году.