Плановый учебный вылет превратился в череду непредвиденных событий, поставивших под угрозу не только выполнение задачи, но и жизни экипажей. Полк, имевший богатый опыт подобных учений, должен был продемонстрировать курсантам Генштаба слаженные действия по прорыву обороны: танки при поддержке артиллерии и, что важно для этой истории, авиации. Роль последней исполняли четыре гвардейских бомбардировочных полка на самолётах Су-24. Их задача казалась чёткой и отработанной: после артподготовки выйти на цель на малой высоте, оказать «устойчивое воздействие», набрать высоту и сбросить два десятка 100-килограммовых фугасных бомб на хорошо заметный в центре полигона холм.
Цепь неудач
Проблемы начались ещё на земле. У одного из четырёх самолётов во время руления заглох двигатель. Пока три машины ждали в воздухе, сжигая топливо и нервы экипажей, на земле шло бурное обсуждение инцидента. Вердикт был успокаивающим: пилот, вероятно, переборщил с усилием на рычаге управления двигателем, и серьёзных последствий быть не должно. Двигатель перезапустили, и отставший самолёт присоединился к группе. Однако драгоценные минуты были безвозвратно упущены. Штурманы ведущих самолётов, проведя срочные расчёты, один за другим пришли к тревожному выводу и передали в эфир лаконичное: «Не успеем».
Рискованное решение командира
Командир группы, подполковник М., человек решительный и прямолинейный, не стал медлить. На вопрос штурмана лейтенанта Ф. о возможности нагнать график за счёт скорости последовал отрицательный ответ — аэродинамика самолёта с полным боекомплектом не позволяла этого сделать. Тогда командир принял судьбоносное решение: «Срезайте путь». Штурман, понимавший все риски быстрого изменения маршрута в полёте, попытался было возразить, но твёрдое «Тц, кому бы я ни сказал, мы обосраемся!» поставило точку в дискуссии. После двух минут напряжённой работы с картами и приборами был проложен новый курс.
Роковая синхронизация
Расчёты штурмана оказались точными. Группа, следуя новому маршруту, вышла на полигон практически по графику. Штурман с облегчением доложил: «Не волнуйтесь, мы вовремя». Командир, сохраняя ледяное спокойствие, перевёл самолёт на бреющий полёт. Но едва они преодолели лесистый холм, как картина, открывшаяся перед ними, заставила похолодеть кровь. Артиллерийская подготовка, вопреки плану, ещё не закончилась. Поле боя было окутано дымом и пылью, а в самой его гуще росли разрывы снарядов.
Секунды на грани
В сознании штурмана Ф. мелькнула единственная мысль: «Задница!». Командир же лишь с искренним изумлением выдохнул: «Хойас!». Замешательство длилось мгновение. Подполковник М. резко взял штурвал на себя, скомандовав по рации: «Вверх, все вверх!». Самолёт, попав в зону турбулентности от разрывов, затрясло. Одна из вибраций сопровождалась особенно неприятным звуком — позже выяснилось, что осколки снаряда пробили левый стабилизатор. Всё поле зрения заволокло серой пеленой. В состоянии, близком к ступору, штурман скомандовал: «Сброс!». Освободившись от бомб, самолёт рванул вверх.
Итог, который стал уроком
Когда самолёт вышел из опасной зоны, экипаж смог оценить ущерб: две аккуратные пробоины в стабилизаторе. Штурман Ф. нервно моргал, пытаясь справиться с дрожью в руках. Подполковник М. молча осмотрел повреждения, провёл пальцем по острому краю пробоины. Вокруг собрались члены экипажа, ожидая разноса. Но командир, сделав глубокий вдох, произнёс ровным, усталым голосом слова, которые и стали главным выводом из этого рискованного полёта: «В следующий раз вы… ну и черт с ним, если честно, лучше бы нам опоздать».
#провал #авиация #интересныеистории #сказки #истории #военнаяавиация #самолеты #Су24 #авиаистории
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Лучше опоздать....