Аэропорт Кливленда, США
01:15 утра
11 января 1983 года
Грузовой самолет Douglas DC-8F авиакомпании United Airlines готовился к ночному рейсу из Кливленда в Детройт. На его борту находился, казалось бы, опытный экипаж из трех человек.
Профессионалы в кабине
Командиром воздушного судна был 55-летний Уильям С. Тодд, пилот с огромным стажем, освоивший семь типов самолетов и налетавший 16 000 часов, включая 2 000 на DC-8. Его вторым пилотом был 51-летний Джеймс Дж. Дэй, еще более опытный специалист именно по DC-8, с 6500 часов налета на этой модели. Замыкал тройку 50-летний бортинженер Роберт Э. Ли, проработавший в авиакомпании 15 лет и имевший почти 9000 часов налета, в основном на DC-8.

Самолет Douglas DC-8, аналогичный потерпевшему крушение (бортовой номер N8053U).
Неосуществленная мечта бортинженера
За внешней профессиональностью бортинженера Роберта Э. Ли скрывалась давняя и нереализованная мечта — стать пилотом. Еще в июне 1979 года он прошел курсы повышения квалификации для перехода на должность второго пилота DC-8. Однако его обучение не увенчалось успехом: через два месяца инструктор признал его недостаточно способным и прекратил подготовку.
Не смирившись с неудачей, в феврале 1980 года Ли предпринял вторую попытку, на этот раз для переучивания на второй пилот Boeing 737. Хотя прогресс был заметен, его навыки все равно не достигли требуемого для самостоятельных полетов уровня. После нескольких проваленных проверок и тестов Ли был вынужден оставить мечту и остаться бортинженером до конца карьеры. Однако тяга к штурвалу никуда не делась.

Аэропорт Детройта, место назначения первого этапа рейса.
Аэропорт Детройта
01:52
11 января 1983 года
Самолет благополучно приземлился в Детройте. После короткой стоянки и погрузки экипаж начал подготовку к следующему этапу полета — в Лос-Анджелес. Через час все было готово к вылету.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Роковая ошибка и смена мест
В 02:48, во время выполнения предварительной проверки, второй пилот спросил бортинженера о положении триммеров (устройств для балансировки самолета). По стандартной процедуре, бортинженер должен был четко назвать положение каждого элемента управления. Вместо этого Ли дал общий и неконкретный ответ: «Установлено». Эта, казалось бы, мелкая оплошность стала первым звеном в цепи трагических событий.
Спустя всего минуту, в 02:49, произошло нечто невообразимое. Бортинженер Роберт Э. Ли предложил второму пилоту поменяться с ним местами. Тот согласился. Командир корабля, самый опытный из троих, не высказал никаких возражений. Так, человек без лицензии пилота и с неудачным опытом обучения оказался за штурвалом тяжелого грузового самолета. Уже через две минуты, в 02:51, DC-8 с бортинженером в роли пилота поднялся в ночное небо Детройта.

Кабина пилотов самолета Douglas DC-8.
Последний взлет и катастрофа
Свидетели на земле наблюдали, как самолет нормально разбежался по взлетной полосе. Однако сразу после отрыва от земли его нос неестественно резко задрался вверх, превысив безопасный угол набора высоты. Достигнув примерно 300 метров, лайнер внезапно резко накренился вправо, почти перевернулся на 90 градусов и начал стремительно падать.
В 02:52, всего через минуту после взлета, самолет врезался в поле недалеко от аэропорта. Удар был настолько сильным, что машина полностью разрушилась и мгновенно вспыхнула. Никто из трех членов экипажа не выжил.
Выводы расследования
Расследованием занимался Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). Спустя девять месяцев был опубликован окончательный отчет, где причинами катастрофы были названы:
«Отклонение экипажа от процедур контрольного листа и неспособность определить и скорректировать неправильную установку стабилизатора, что привело к потере управления. Одним из способствующих факторов стало решение капитана разрешить бортинженеру, не имевшему лицензии пилота, заменить второго пилота и управлять самолетом».

Карта аэропорта Детройта с указанием места катастрофы (* — свидетели).
Эксперты установили, что аномальный угол подъема был вызван критической ошибкой: стабилизатор (хвостовое оперение, отвечающее за продольное управление) был установлен на угол -7.5°, что делало взлет практически невозможным. Общий и неточный ответ бортинженера на вопрос второго пилота, а затем и его переход на левое кресло помешали вовремя обнаружить и исправить эту фатальную настройку.
Ночные условия усугубили ситуацию. Не имея достаточных профессиональных навыков пилотирования, Роберт Э. Ли не смог правильно определить пространственное положение самолета в темноте. В результате самолет вошел в сваливание (потерю подъемной силы) на малой высоте, откуда восстановить управление было уже невозможно.
Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday
[Мой] Авиация Полет Самолет Инцидент в аэропорту Пилот гражданской авиации Катастрофа Авиакатастрофа США Длинная почта 11
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "О, теперь мы меняемся местами!" Бортинженер за штурвалом устроил катастрофу.