На фото представлена одна из частей обшивки разбившегося самолета.
Роковой рейс
19 октября 1986 года президент Мозамбика Самора Машел и его свита возвращались на родину после важной встречи с лидерами Замбии, Анголы и Заира. Они летели на борту подаренного СССР самолета Ту-134А, который обслуживал опытный советский экипаж из пяти человек. Всего на борту находилось 44 человека, включая четырех местных стюардесс. Рейс выполнялся по контракту компании «Авиаэкспорт» с ВВС Мозамбика.
Вылетев из Мбалы в 16:38, лайнер под управлением автопилота набрал крейсерскую высоту. При входе в воздушное пространство Мозамбика экипаж связался с диспетчером в Мапуту, получил указание снижаться и доложил о визуальном контакте с огнями взлетно-посадочной полосы. Однако это наблюдение, как выяснилось позже, было ошибочным.
Роковая ошибка и потеря ориентации
На этапе снижения штурман скорректировал курс самолета на 37 градусов вправо раньше расчетного времени. Этот маневр привел к тому, что Ту-134 отклонился от траектории захода на посадку в Мапуту и начал движение в сторону холмистой границы с ЮАР. Когда командир корабля заметил несоответствие, между ним и штурманом произошел напряженный диалог о правильности курса.
Экипаж, не видя огней взлетно-посадочной полосы, предположил, что в городе отключили электричество — обычное дело в условиях гражданской войны. Они отключили системы инструментальной посадки (ILS и DME), решив заходить визуально. На самом деле самолет летел параллельно взлетно-посадочной полосе, уже находясь за пределами зоны действия аэропортовых маяков, и пилоты не знали своего истинного местоположения.
Аэропорт Мапуту, куда так и не долетел самолет.
Цепь недопониманий и фатальное снижение
Диалог с диспетчерской службой лишь усугубил ситуацию. На запрос о работе огней и систем посадки диспетчер давал неоднозначные и вводящие в заблуждение ответы. В итоге экипаж, уже находясь в облаках, принял решение выполнять визуальный заход на посадку — крайне рискованный маневр в ночных условиях.
Самолет продолжал снижаться в районе, где не работало навигационное оборудование. Дважды сработала система предупреждения о близости земли (ССОС). Командир отреагировал на сигнал ругательством, но приказа о прекращении снижения или уходе на второй круг не последовало.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Катастрофа и ее последствия
В 19:21:39 по местному времени, на высоте около 667 метров над уровнем моря, Ту-134 врезался в склон холма в Драконовых горах. Катастрофа унесла жизни 34 человек, включая президента Самора Машела. Чудом выжили 10 человек — бортинженер и девять пассажиров.
Обломки самолета на месте трагедии.
Версии причин трагедии
Официальное расследование, проведенное властями ЮАР, возложило вину целиком на экипаж. По этой версии, пилоты совершили грубейшую ошибку, настроив навигационное оборудование не на маяк Мапуту, а на радиомаяк в аэропорту другого государства — Мсафа в Свазиленде. Они перешли на визуальный полет в ночных условиях, игнорировали сигналы опасности и продолжили снижение, не зная своего точного места.
Место катастрофы в Драконовых горах.
Конспирологическая теория: диверсия?
Широкое хождение получила и альтернативная версия, особенно популярная в ЮАР и СССР. Согласно ей, гибель президента-социалиста Машела, которого называли «Черным Сталиным», была выгодна спецслужбам апартеидовской ЮАР. Сторонники этой теории считают, что самолет был наведен на холм с помощью мощного ложного радиомаяка, установленного в горах. Такое портативное оборудование действительно существовало и могло создать сигнал, перебивающий настоящий.
Советский представитель в комиссии по расследованию, главный конструктор Леонид Селяков, в своей книге отмечал, что, хотя диверсия была возможна, действия экипажа остаются неоправданными. С ним согласился и американский астронавт Фрэнк Борман, заявивший, что «экипаж проделал ужасную работу».
Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday
Авиация Полет Самолет Аэропорт Пилот Катастрофа Авиакатастрофа Катастрофа Гражданской Авиации СССР Африка Длинный Пост
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Экипажа на борту не было!" Катастрофа Ту-134 в ЮАР.