Спирт в небе: как алкоголь стал неотъемлемой частью советской и российской авиации

Добро пожаловать, уважаемые ценители нестандартных технических решений и исторических курьёзов. Сегодня мы погрузимся в увлекательную тему, которая неразрывно связывает две, казалось бы, далёкие друг от друга сферы: авиацию и алкоголь. Речь пойдёт об этаноле — одноатомном спирте, который, помимо известных бытовых применений, долгое время играл важную роль в авиационной технике. Это вещество обладает ценными свойствами: низкой температурой замерзания, хорошей испаряемостью и дезинфицирующим действием. И хотя медики не рекомендуют его для внутреннего употребления, в авиации он нашёл свою уникальную и порой весёлую нишу.

Исторический путь спирта в технике начался не с авиации. Например, немецкие инженеры во время Второй мировой войны экспериментировали с различными топливами для своих «чудо-оружий». Советские же конструкторы, взяв на вооружение идею, также оценили потенциал спирта, особенно в ранних моделях ракет. Позже, в силу дефицита или иных причин, от этанола часто переходили к более токсичным, но доступным веществам вроде керосина или гидразина.

Однако настоящая «алкогольная» история авиации развернулась в послевоенные годы. Начнём с классики. В годы войны самолётам требовались надёжные шасси с эффективными амортизаторами. Эти амортизаторы заполнялись специальной смесью на основе глицерина и спирта.

Именно эта техническая жидкость стала основой для легендарного ликёра, известного в лётной среде как «Шасси». Смешав её с малиновым сиропом, находчивые техники получали сладкий, густой и достаточно крепкий напиток. Широкую известность этот рецепт приобрёл после выхода фильма «Хроники пикирующих бомбардировщиков».

Султыга: антиобледенитель для людей и машин

Одно из ключевых применений спирта в авиации — борьба с обледенением. Благодаря своим антифризным свойствам, водно-спиртовая смесь (обычно в пропорции 70/30) использовалась в антиобледенительных системах таких самолётов, как Антоновы, МиГ-21, Ил-12. На вертолёте Ми-8 для этих целей даже был предусмотрен специальный 8-литровый бак. Конечно, его содержимое предназначалось для систем, а не для экипажа, но в условиях суровой службы эта жидкость иногда находила и «альтернативное» применение. На сленге её называли «Султыгой». Есть версия, что это аббревиатура, шутливо расшифровываемая как «Уважаемые пилоты, техники и сотрудники гражданской авиации Сухого». Важно отметить, что использовать более дешёвый метанол было нельзя — он агрессивен к алюминию, из которого сделана большая часть самолёта.

Источник маленькой радости

Охлаждайка: спирт вместо радиатора

С развитием скоростной авиации возникла проблема перегрева оборудования. Так спирт стал «охлаждайкой». На сверхзвуковых перехватчиках, таких как Су-15, им охлаждали радар. Принцип прост: нагретый агрегат помещали в спирт, который, испаряясь, эффективно отводил тепло. Аналогичные системы использовались для охлаждения тормозов на Су-7 и Су-15. Разумеется, пилоты старались экономить драгоценную жидкость, включая радар только при крайней необходимости.

Обратите внимание: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.

По инструкции, остатки технического спирта после полёта полагалось сливать для утилизации. Но, как гласят легенды, заботливые техники, не желая вредить природе, «утилизировали» его самостоятельно, не оставляя следов на земле.

Гастроном с крылышками: МиГ-25 и МиГ-31

Особой славой «летающих бакалейных лавок» пользовались сверхзвуковые перехватчики МиГ-25 и МиГ-31. Эти самолёты могли нести до 250 литров водно-спиртовой смеси (в пропорции 1:1) для своих систем. Это был настоящий стратегический запас, который высоко ценился не только авиаторами, но и их многочисленными «родственниками». Смесь получила почётное название МАС(С)АНДРА, которое в народе расшифровывали как «Микоян Снабжает Авиацию Спиртом, и Народ Доволен Работой Авиаконструкторов» или «Микоян Артём, Славный Сын Армянского Нарора, Дарит Радость Авиаторам».

Гастроном-25 улетел.

Ходят истории, что однажды жёны военнослужащих даже написали коллективное письмо с просьбой заменить спирт в самолётах на что-нибудь менее соблазнительное. На что главный конструктор Артём Микоян, как гласит легенда, ответил, что если для выполнения боевой задачи самолёту требуется именно спирт, то это будет спирт, а моральным состоянием личного состава должны заниматься командиры.

Распространяйте мир, счастье и хорошее вино.

Были и обратные случаи. Однажды в часть, эксплуатировавшую МиГ-25, прибыл ретивый политработник, решивший положить конец «пьянству». Он приказал добавить в запасы спирта немного керосина, сделав их непригодными для питья. Когда высшее начальство получило в подарок канистру этой «смеси», борца за трезвость срочно перевели на другую должность, а запасы «Массандры» были спешно восстановлены.

Шпага: туполевский вклад

Каналия!

Конструкторское бюро Туполева также внесло свой вклад в «алкогольную» историю авиации. На самолёте Ту-22 для охлаждения воздуха в кабине использовалось до 500 литров водно-спиртовой смеси (70% спирта). Эту жидкость называли «Шпагой» или «Штыком». Название пошло от специального щупа-уровнемера, рукоятка которого напоминала эфес шпаги. Процедура заправки была целым ритуалом: один техник подавал снизу воду, а другой через горловину заливал спирт. Естественно, часть ценного груза могла «испариться» ещё на этапе обслуживания. Говорят, когда у Туполева спросили, чем можно заменить эту жидкость, он ответил: «Коньяком, если бы он был дешевле».

Ниша носовой стойки шасси, за верхним пластилиновым уплотнителем, тот самый топливный бак

Некоторые люди могут спросить, почему его называют «мечом»? Я бы ответил: Потому что. Уровень водно-спиртовой смеси измеряют специальной прорезиненной линейкой, которая также имеет рукоятку в форме рукавицы, как на мече. Он похож на натуральный меч, поэтому его еще называют «мечом». С этим мечом есть и другая история: госкомитет, получивший этот самолет от ОКБ Туполева, задал вопрос: «Что можно использовать вместо жидкости и будет ли ее пить весь личный состав?» поистине гениально: «Коньяк, если бы он был дешевле». Несмотря на восторженные отзывы авиакомпании о ее коктейлях, возможно, сотрудники все еще мечтают получить приличный коньяк.

Чистоган

Абсолютным рекордсменом по чистоте продукта стал разведчик Су-24МР. Для охлаждения контейнера с разведывательной аппаратурой на его борту находилось 80 литров чистого спирта — настоящая мечта любого техника. Плюс ещё несколько литров для чистки оптики и других нужд.

Тот же Су-24МР

Для истинных гурманов авиационного андеграунда существовал даже сложный рецепт коктейля «Свет Кабула». В его состав входили литр «Массандры», литр светлого пива, индийский кофе, корица и сахар. Смесь доводили до кипения и пили горячей. Вкус этого напитка, как и история его происхождения, окутаны тайной.

Вместо заключения

Мы совершили обзор самых известных «авиакоктейлей», рождённых на стыке инженерной мысли и солдатской смекалки. Фантазия конструкторов и потребности техники породили эти уникальные традиции. Кто знает, возможно, в современных и будущих летательных аппаратах тоже найдутся системы, способные вдохновить на новые легенды. А пока — берегите себя, помните историю и пусть ваши полёты, как реальные, так и мысленные, будут всегда удачными!

Автор Деннис Франчук (Дон Франческо)

Напитки Авиационный Алкоголь Алкоголь ВВС Традиционные Веселья Коктейли Longpost 25

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Алкоголь и авиация: занимательная история спиртолётов.