Катастрофа Ту-204 во Внуково: как ошибки экипажа и сбой систем привели к трагедии

Аэропорт Пардубице в Чехии. 11:10 утра 29 декабря 2012 года. Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings готовится к паромному рейсу в Москву. На борту нет пассажиров — только восемь членов экипажа, возвращающихся домой после выполнения чартерных рейсов.

Экипаж и его опыт

Командиром воздушного судна был 58-летний Геннадий Шмелев — пилот с огромным опытом, налетавший около 15 000 часов, из которых 3 000 на Ту-204. Вторым пилотом был 58-летний Евгений Асташенков, также считавшийся профессионалом, но его опыт на данном типе самолета составлял лишь 600 часов из общих 10 000. Бортинженер Игорь Фисенко, 54 года, имел около 11 000 часов налета, включая 1 600 на Ту-204. В салоне находились пять бортпроводников, всем около 30 лет.

Ту-204, борт RA-64047, ставший участником трагедии.

Напряженная атмосфера в кабине

После двухчасового полета самолет приблизился к московскому аэропорту Внуково. Еще во время предыдущего рейса командир Шмелев позволял себе ненормативную лексику в общении с экипажем. Теперь, на этапе снижения, его поведение стало откровенно деструктивным. Он нервничал, постоянно ругал второго пилота Асташенкова за общение с диспетчером и ввод данных. Эта атмосфера нервозности и давления привела к ошибкам: у второго пилота возникли проблемы с вводом процедуры захода на посадку «Ивановское 19 Альфа» в бортовой компьютер. Шмелев, теряя самообладание, пытался делать это сам, что лишь усугубило ситуацию. Судя по всему, экипаж был плохо знаком с данной схемой захода.

Аэропорт Внуково, место трагической посадки.

Нестабильный заход и критические ошибки

Заход на посадку изначально был нестабильным. Капитан вручную, без помощи автомата тяги, пытался выдерживать скорость 230 км/ч, но она колебалась от 220 до 275 км/ч. Бортинженер и второй пилот пытались предупредить его о падении скорости, но в ответ слышали лишь грубости: «Игорь, ты опять орешь, не зли меня!». Лидерства в кабине не было. Погодные условия усложняли задачу: боковой ветер вдвое превышал допустимые для посадки пределы. По всем правилам, экипаж должен был уйти на второй круг, но командир принял решение садиться.

Роковое приземление и цепь отказов

В 16:31 Ту-204 коснулся полосы с высокой скоростью, около 260 км/ч, и в 1000 метрах от ее торца. Из-за того, что основные стойки шасси сжались не одновременно, не сработала автоматика: не выпустились спойлеры (интерцепторы) для гашения подъемной силы и не активировался реверс тяги двигателей. Самолет фактически «плыл» по полосе, не теряя скорости. Командир, нарушая инструкцию, сразу перевел рычаги реверса в положение «максимальный», хотя следовало начинать с «малого». На обледенелой полосе (коэффициент сцепления 0.50) торможение было неэффективным.

Кабина самолета Ту-204.

Экипаж оказался в ситуации, к которой его не готовили. Они не понимали, почему реверс не работает (из-за невыпущенных спойлеров), и в панике пытались снова включить его, что лишь кратковременно увеличивало тягу. Скорость вместо снижения возросла до 240 км/ч. За 200 метров до конца ВПП капитан отчаянно скомандовал заглушить двигатели, но было уже поздно.

Последствия катастрофы: обломки самолета на Киевском шоссе.

Катастрофа и ее последствия

В 16:32, на скорости 215 км/ч, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, проломил ограждение аэропорта, пересек ров и, оторвав крыльевые стойки, врезался в отбойник Киевского шоссе. Лайнер разломился на три части. Носовая часть вылетела на шоссе, повредив несколько автомобилей. Вспыхнул пожар. Из восьми членов экипажа пятеро погибли: командир, второй пилот, бортинженер и две стюардессы. Три бортпроводницы выжили, получив тяжелые травмы. Водитель одного из задетых автомобилей был госпитализирован.

Расследование и выводы

Расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установило, что состояние ВПП не было критическим. Главной причиной катастрофы назвали неправильные действия экипажа при посадке, приведшие к неодновременному сжатию стоек шасси, и, как следствие, к отказу систем выпуска спойлеров и реверса. Фактически, экипаж не справился с нештатной ситуацией, усугубленной тяжелой морально-психологической обстановкой в кабине. Уголовное дело было закрыто в связи с гибелью виновных, по мнению следствия, лиц — командира и бортинженера. Это была единственная катастрофа Ту-204 с человеческими жертвами за всю историю его эксплуатации.

Обломки самолета после катастрофы.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

«Расследование авиакатастроф:» в Telegram

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Не выводи меня из себя!" Катастрофа Ту-204 во Внуково.