Невероятные возможности перегрузки легендарного самолёта По-2

Самолёт По-2, созданный в 1927 году, стал одним из самых массовых и узнаваемых летательных аппаратов в истории мировой авиации. Всего было выпущено около 33 000 экземпляров, производство которых продолжалось вплоть до 1953 года. Изначально это был лёгкий биплан с двигателем мощностью 100 лошадиных сил. Пустой самолёт весил 635 кг, а его стандартная взлётная масса составляла 890 кг. В эту массу входили 80 кг горюче-смазочных материалов и 175 кг — вес экипажа. Такие характеристики были типичны для своего времени, но истинный потенциал машины раскрылся позже.

Эволюция санитарной модификации

В 1934 году была создана первая санитарная модификация самолёта, рассчитанная на трёх человек: пилота и двух лежачих раненых, размещённых в фюзеляже.

С началом Великой Отечественной войны потребность в эвакуации раненых с передовой резко возросла. Стандартной трёхместной компоновки стало недостаточно. Инженерная мысль нашла остроумное решение — были разработаны специальные съёмные «кассеты» для подвески под крыльями.

На фото — самолёт С-2 с санитарной кассетой конструкции Бакшеева. Масса каждой такой кассеты составляла 17 кг.

В каждой кассете, представлявшей собой защищённый контейнер, мог транспортироваться один раненый.

На изображении показаны детали кассеты в сравнении со штатным По-2. В итоге санитарный вариант мог брать на борт пилота, врача, двух раненых в фюзеляже и ещё двух — в подкрыльевых кассетах, то есть всего четырёх пациентов.

Новый уровень вместимости: лента Щербакова

Но и это был не предел. Для ещё большего увеличения вместимости была создана так называемая «лента Щербакова» — система подвесных носилок.

Эта система также использовалась для транспортировки лыжников. Если изначально на ленте размещался один человек, то впоследствии их число удалось увеличить до пяти. Существуют сведения, что при установке кассеты Щербакова на модификацию С-3 общее число перевозимых раненых могло достигать шести человек, хотя фотодокументального подтверждения этому не найдено.

Рекордная перегрузка

Всё это привело к тому, что нормальная взлётная масса самолёта увеличилась в 1.5 раза — с первоначальных 890 кг до 1350 кг. На фоне таких достижений информация о подвеске 500-килограммовой бомбы уже не кажется невероятной. Несмотря на отсутствие фотографических доказательств, этот факт часто упоминается в серьёзных исторических источниках.

Согласно этим данным, рекордной стала модификация инженера К. А. Москатова, которая, помимо фугасной бомбы массой 500 кг под фюзеляжем, несла на нижних крыльях два дополнительных пулемёта ШКАС, превращая тихий учебный и санитарный биплан в грозную боевую машину.

Источники информации

1) Шабулов В.Б. История советского авиастроения до 1938 года.

2) Шабулов В.Б. История самолетостроения в СССР 1938-1950 гг.

3) https://cyberleninka.ru/article/n/o-nebesnyh-tihohodah-nochn...

Самолет Авиация Гражданская Авиация Длинный Столб 16

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Максимальная перегрузка (или о возможностях По-2).