15 декабря 1997 года произошла одна из самых трагичных авиакатастроф в истории гражданской авиации Таджикистана. Самолет Ту-154Б-1 авиакомпании «Тоджикистанские авиалинии» (сегодня известной как «Таджикистанские авиалинии»), выполнявший чартерный рейс из Худжанда в Шарджу (ОАЭ), потерпел крушение при заходе на посадку. На борту находилось 86 человек: 79 пассажиров и 7 членов экипажа. Командиром воздушного судна, который непосредственно управлял лайнером, был инструктор Абдулахмон Алиев, в то время как штатный капитан Владимир Филиппов находился на заднем откидном сиденье в кабине.

Тот же Ту-154 в Шардже, источник: https://www.flickr.com/photos/bob-holland/8613664387
Заход на посадку и навигационные особенности
При входе в воздушное пространство Объединенных Арабских Эмиратов экипаж вышел на связь с диспетчерской службой Дубая. Важно отметить, что в аэропорту Шарджи на тот момент не было собственного радара, поэтому управление заходом на посадку осуществлялось диспетчерами из Дубая с помощью обзорных радаров. Это означало, что посадка проводилась методом радиолокационного наведения: экипаж получал от диспетчера пошаговые инструкции, следуя которым должен был вывести самолет на глиссаду.
Находясь на высоте 5180 метров, экипаж получил команду на разворот на 180 градусов. Далее последовали указания снизиться сначала до 3050 метров, затем до 1830 и 760 метров, после чего выполнить разворот на 190 градусов. После прохождения высоты 1054 метра диспетчер дал новое разрешение — снизиться до 457 метров. Экипаж подтвердил получение команды, и штурман сразу же доложил командиру о достижении заданной высоты, хотя на самом деле самолет продолжал снижение.
Цепь роковых недоразумений
Анализ переговоров показал критическую особенность: все команды на снижение подавались диспетчером преждевременно, еще до того, как самолет занимал предыдущую заданную высоту. Однако если в предыдущих указаниях четко звучала фраза «...и сохранить [высоту]», то команда на снижение до 457 метров уже не содержала этого уточнения. Это привело к тому, что у экипажа не сформировалось четкого понимания необходимости остановить снижение и зафиксировать высоту. Экипаж не доложил диспетчеру о занятии высоты 457 метров, что было серьезным нарушением связи.
Как только на радаре диспетчера появилась отметка самолета на высоте 457 метров, он, не дожидаясь доклада экипажа, дал новую команду — изменить курс на 270 градусов для захода на посадку по системе ILS (курсо-глиссадная система). Этот сеанс связи стал последним. Диспетчер в тот момент управлял сразу шестью воздушными судами, и после того как Ту-154 прошел высоту 457 метров, он перестал активно контролировать его дальнейший полет. Хотя по действовавшим правилам непрерывный контроль на этом этапе не был обязательным, своевременное предупреждение со стороны диспетчера могло бы предотвратить трагедию.

Аэропорт Шарджи
Фатальное снижение и потеря контроля
На скорости около 400 км/ч экипаж начал выпуск шасси, и командир Алиев отключил автопилот. При снижении ниже 250 метров с невыпущенными шасси должна была сработать система предупреждения об опасном сближении с землей, но сигнал отключился всего через секунду.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
В этот момент шасси зафиксировалось в выпущенном положении. Самолет продолжал снижаться со средней вертикальной скоростью 6 метров в секунду.На высоте примерно 210 метров лайнер попал в зону турбулентности. Необходимость стабилизировать самолет отвлекла внимание командира от контроля за высотой и посадочным курсом. Экипаж испытывал сильный психологический стресс из-за ощущения, что время на выполнение всех процедур перед посадкой стремительно заканчивается. Во время выполнения контрольного списка прозвучало голосовое предупреждение «предельный курс», указывающее на то, что высота полета составляет менее 100 метров, но все еще выше высоты принятия решения. Капитан Алиев дал команду: «Пожалуйста, добавьте режим 70», пытаясь увеличить тягу двигателей, но самолет не прекратил снижаться.
Самым удивительным и трагичным обстоятельством стало то, что в течение последних двух минут полета никто в кабине пилотов не следил за показаниями высотомера. Несмотря на простые метеоусловия и ясное небо, темный фон земли на фоне заходящего солнца, по-видимому, создал у экипажа иллюзию достаточной высоты и контроля над ситуацией.
Катастрофа
Когда самолет снизился до 60 метров, в кабине прозвучал звуковой и световой сигнал «Высота принятия решения». Спустя четыре секунды капитан Владимир Филиппов, находившийся на заднем сиденье, произнес: «Высота 100 метров». Еще через три секунды штурман дал команду «снижение запрещено», но никаких активных действий по выводу самолета из опасного снижения предпринято не было. Ту-154 врезался в землю в 13 километрах от взлетно-посадочной полосы на скорости 370 км/ч. Удар был настолько сильным, что самолет полностью разрушился и мгновенно загорелся. От удара штурмана Сергея Петрова выбросило из кабины. Он получил серьезные ранения, но выжил, став единственным выжившим в этой катастрофе. Остальные 85 человек на борту погибли мгновенно.

На месте катастрофы

На месте катастрофы

На месте катастрофы
Выводы расследования
Расследование, проведенное комиссией Министерства гражданской авиации ОАЭ с участием специалистов из Таджикистана и Межгосударственного авиационного комитета, установило, что непосредственной причиной катастрофы стало продолжение снижения командиром воздушного судна ниже последней назначенной высоты (457 метров) и его неадекватная реакция на многочисленные сигналы тревоги и предупреждения от других членов экипажа.
В отчете особо подчеркивалось, что штурман не удостоверился, правильно ли командир понял указание диспетчера занять высоту 457 метров. При этом ни второй пилот, ни штурман не настояли на своем и не привлекли достаточного внимания командира к критическому снижению ниже безопасной высоты. Экипаж, работая в условиях высокого психологического напряжения и цейтнота, утратил осознание реальной полетной обстановки. У командира Алиева были отмечены признаки нарастающего психического и эмоционального напряжения из-за чрезмерной нагрузки, что привело к его неспособности адекватно реагировать на сигналы радиовысотомера и голосовые предупреждения коллег.
Telegram «Расследование авиационных происшествий
https://t.me/rumayday/
[my] Авиация Полет Самолет Аэропорт Пилот Таджикистан Катастрофа OAETu-154 Инцидент в гражданской авиации Long Post Negative 18Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Пилоты из Таджикистана забыли про высоту. Катастрофа Ту-154 в Шардже.