"Падаем, тридцать... метров!!!" - последнее, что услышали в диспетчерской. Катастрофа Ту-104Б под Москвой

28 ноября 1976 года. Ту-104Б вылетел из московского аэропорта Шереметьево в Ленинград в 06:53 по местному времени. На борту самолета находились шесть членов экипажа и 67 пассажиров, в том числе четверо детей и двое иностранных граждан.

та же доска

Взлет состоялся в очень плохую погоду (аэропорт был закрыт для посадки) и в темное время суток. Самолетом управлял второй пилот. Экипаж снял закрылки и шасси, а затем связался с диспетчером, чтобы сообщить о взлете. В ответ диспетчер предоставил условия для выхода из воздушного пространства аэропорта. Экипаж подтвердил получение информации и снизил обороты двигателя. Экипаж выполнил схему эвакуации, выведя самолет на правый берег через 34 секунды после взлета и начав разворот вправо на курс 265° на высоте 300-350 метров°.

однако после того, как самолет вышел на заданный курс, он продолжал разворачиваться, а крен продолжал увеличиваться. В этот момент высота начала уменьшаться, а отображаемая скорость полета увеличилась. Через 53 секунды после взлета с ВПП правый разворот достиг 60-70 градусов. Отображаемая скорость увеличилась до 430 км/ч, а затем продолжила увеличиваться до 580 км/ч. Ситуация стала очень опасной. Однако экипаж взял штурвал в свои руки и переориентировал элероны для противодействия крену, создав перегрузку до 2,7 единиц. Он вывел самолет из крутого пикирования.

В процессе эвакуации капитан заметил неисправность авиагоризонта и сообщил об этом экипажу.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

При этом пилоты не осознавали, что, сведя авиалайнер с правого берега, они теперь вводят его во все увеличивающийся левый берег. Вскоре это привело к очередному замедлению и росту. Через три минуты после взлета Ту-104 врезался в землю с левым креном 90 градусов и заявленной скоростью 620 км/ч.

Отрывок с магнитного самописца, записанного на заключительном этапе полета:

Капитан: Командир воздушного судна - Борис Гороховский

2П: Второй пилот - Игорь Николаев

СТ: Штурман - Владимир Гусев

БМ: Авиационный механик - Владимир Васильев

Д: Диспетчер.

Фотография: Индикатор ориентации сломан!!!

2П: Проверка ПТ-1000

Д: 471, вы собираетесь проехать через Костино?

Бля: Нет, нет

Д: Какой курс ты посещаешь?

2П: 30 вертикальных линий

БМ: Включено (взволнованно)

Д: 471, какие курсы есть?

КВС: Включите резервное копирование!

БМ: Пожалуйста, сделайте заказ!

Фотография: “Упакуйте запаску!

Д: 471 место!

ST: Падение, 130 метров

МТ: Более 30 метров

СТ: Падение с высоты 30 метров!!!.. метров!!!

Самолет взорвался сразу после падения. Все находившиеся на борту погибли. Мелкие части были разбросаны на большой территории (поляна диаметром около 70 метров), на которой впоследствии вырос густой еловый лес. До 2007 года внутри него находили фрагменты авиационных конструкций. В 50 метрах от места крушения был и есть дачный поселок. Братская могила экипажа находится на кладбище памяти жертв 9 января в Санкт-Петербурге.

фрагмент памятника. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Aeroflot_Flight_...

В ходе расследования выяснилось, что нештатная ситуация произошла после взлета при развороте вправо на заданный курс в ночное время, на малой высоте и в сложных метеоусловиях, в результате нарушения индикации пространственного положения самолета. Нарушение инструкций выразилось в выдаче экипажу неверных показаний авиагоризонта и курсовой системы относительно пространственного положения самолета, что привело к большому углу крена и столкновению с землей.

Экипаж был готов к полету в таких погодных условиях и действовал четко и очень спокойно при развитии аварийной ситуации. Принятые меры по выходу из крена и снижения не гарантировали безопасного завершения полета. Это связано с тем, что при существующих конструктивных решениях распознавание отказов авиагоризонта затруднено из-за отсутствия сигнализации о таких отказах и отсутствия дублирования в приборных системах капитана и второго пилота. А темнота и сложные погодные условия не позволяли экипажу ориентироваться относительно горизонта.

Telegram «Расследование авиационных происшествий

https://t.me/rumayday/

[мой] Авиация Полет Самолет Пилот Катастрофа Инцидент Авиакатастрофа Гражданская Авиация СССР Аэропорт Длинный Пост Негатив 13

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Падаем, тридцать... метров!!!" - последнее, что услышали в диспетчерской. Катастрофа Ту-104Б под Москвой.