Легендарный истребитель И-16 снова в небе Испании: полет живой истории

Историческое событие произошло в испанском небе: знаменитый советский истребитель И-16, получивший в годы Гражданской войны прозвища «Крыса» и «Муха», вновь поднялся в воздух. Уникальный самолет, принадлежащий испанскому фонду «La Fundación Infante de Orleans» (FIO), совершил показательный полет 4 февраля 2024 года на авиационной выставке в Мадриде, продемонстрировав свою мощь современной публике.

Хранители истории авиации

Фонд FIO, основанный в 1989 году группой энтузиастов и пилотов в аэропорту Куатро-Вьентос под Мадридом, является некоммерческим музеем авиации. Его главная миссия — сохранение и популяризация богатого авиационного наследия Испании. Коллекция организации впечатляет: в ней представлено около 38 полностью летающих самолетов, которые охватывают более семи десятилетий истории испанской авиации, включая такие легенды, как учебный По-2.

Революционный истребитель своего времени

И-16 занимает особое место в истории авиации. Это был первый в мире серийный истребитель-моноплан с убирающимся шасси, что делало его настоящим технологическим прорывом 1930-х годов. В конце 1936 года эти самолеты начали прибывать в охваченную гражданской войной Испанию в рамках международной помощи республиканскому правительству. Именно здесь И-16 впервые вступил в бой с немецкими самолетами люфтваффе, поддерживавшими франкистов. Интересно, что у противоборствующих сторон были свои прозвища для этого истребителя: франкисты называли его «Лата» (Крыса), а республиканцы — «Моска» (Муха). После войны И-16 оставался в строю испанских ВВС вплоть до 1953 года.

Второе рождение легенды

Тот самый И-16, который летал над Мадридом, имеет удивительную историю восстановления. Это новосибирская реплика, созданная на основе обломков настоящего истребителя, обнаруженных в 1992 году у озера Коккоярви в Карелии. Самолет был выпущен в 1937 году и служил в 122-й эскадрилье Северного флота СССР. При поддержке муниципалитета Хетафе и за счет частных пожертвований фонд FIO приобрел останки самолета и профинансировал его кропотливую реставрацию, на которую ушло 262 000 евро (в пересчете на современные деньги).

После восстановления самолет был окрашен в цвета 3-й эскадрильи «Москас», которой на момент ее формирования в 1937 году командовал советский летчик Борис Смирнов, что добавляет исторической достоверности этой уникальной машине.

Фото © ФИО, Шерри

@AviaNews Это событие заставляет задуматься о том, как важно бережно хранить свою историю и техническое наследие, что и демонстрирует испанский фонд.

Авиация Самолет Вторая Мировая Война Длинная Телеграмма (Ссылка) Фото И-16 Истребитель 13

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: И-16 в небе Испании.