Спутниковый след и начало рокового полёта
8 июля 1977 года учебно-тренировочный самолёт Ан-24РВ вылетел по маршруту Кировоград-Сухуми-Кировоград. На его борту находились семь человек: три опытных инструктора и четыре пилота-курсанта, проходивших обучение. Изначальный план включал выполнение ряда манёвров в районе Сухуми, однако из-за занятости аэропорта пассажирскими рейсами эту часть задания отменили. Экипаж получил указание возвращаться на базу в Кировоград (ныне город Кропивницкий, Украина) и начал подготовку к обратному вылету.
Сложные метеоусловия в Сухумском аэропорту
Погодная обстановка в момент вылета была непростой: небо затянули кучево-дождевые облака с нижней границей всего в 330 метров, стояла лёгкая дымка, видимость составляла около 7 километров. К аэропорту приближалась гроза, которая, по прогнозам, должна была достигнуть его в течение часа. Ситуацию усугублял отказ метеорологического радара аэродрома. Несмотря на это, после короткого диалога с диспетчером, в котором пилоты подтвердили осведомлённость о неработающем радаре, экипажу было дано разрешение на взлёт.
Роковые секунды после отрыва от земли
Самолёт успешно оторвался от взлётно-посадочной полосы и начал набор высоты. На этапе, когда экипаж приступил к уборке закрылков на высоте 120-130 метров, произошло нечто непредвиденное. Через несколько секунд после этого штатного действия Ан-24 внезапно перешёл в резкое снижение с вертикальной скоростью до 10 метров в секунду. Осознав, что падают в море, пилот и один из курсантов, сидевший на правом кресле, отчаянно потянули штурвал на себя, пытаясь вывести машину из пике. Однако их усилия не увенчались успехом.
Столкновение с водой и спасение выживших
Спустя пять секунд после начала неуправляемого снижения Ан-24 на огромной скорости около 370 км/ч врезался в водную поверхность Чёрного моря примерно в 690 метрах от берега. От чудовищного удара лайнер разрушился и быстро затонул, разбросав обломки по морскому дну. Спустя час к месту трагедии подошла моторная лодка, которая смогла подобрать из воды двух тяжелораненых мужчин — пилота и инструктора, которые уцепились за обломки тонущего самолёта. Остальные шесть человек на борту погибли.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Расследование и загадочная версия командира
Следствие изначально рассматривало версию о попадании самолёта в спутный след от взлетевшего ранее Ту-154. Такие вихри могут серьёзно осложнить управление. Однако расчёты показали, что хотя это и могло произойти, само по себе оно не должно было привести к катастрофе. Главной загадкой стали показания выжившего командира экипажа, капитана Левенко. Он утверждал, что на высоте около 120 метров почувствовал сильный удар по голове, после чего потерял сознание и очнулся уже под водой. У него действительно была зафиксирована травма головы, но экспертиза установила, что она была получена именно в момент удара о воду. Более того, анализ его позы и состояния показал, что в критический момент захода на посадку он не находился в активной рабочей позиции у штурвала.
Десять секунд без управления
Данные бортовых самописцев стали ключевыми в расследовании. Они зафиксировали, что в течение целых десяти секунд после уборки закрылков самолётом фактически никто не управлял. Его траектория в этот период была характерна для машины, вышедшей из-под контроля и потерявшей баланс после изменения конфигурации крыла. Лишь за пять-шесть секунд до падения в воду в кабине прозвучало сигнальное предупреждение об «опасной высоте», и была предпринята запоздалая, неудачная попытка парировать снижение.
Выводы комиссии и неразгаданная тайна
Официальной причиной катастрофы была названа неспособность экипажа управлять полётом, что привело к потере продольной устойчивости самолёта после уборки закрылков и его переходу в неуправляемое снижение. Однако окончательно ответить на вопрос, почему экипаж, и в первую очередь командир, перестал управлять машиной в критический момент, следствию так и не удалось. Прямых доказательств версии о внезапной потере сознания капитаном не нашлось, были лишь косвенные улики. В качестве альтернативной гипотезы рассматривалась возможность того, что экипаж, осознавая сложность грозовой обстановки, мог намеренно взять паузу, что привело к роковой задержке в управлении. Эта авиакатастрофа так и осталась одной из неразгаданных трагедий советской гражданской авиации.
Telegram «Расследование авиационных происшествий»
https://t.me/rumayday/
[мое] Авиация Полет Самолет Аэропорт Пилот СССР Ан-24 Инцидент Гражданской Авиации Катастрофа Авиакатастрофа Длинный Пост Негатив
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Командир утверждал, что по неизвестным причинам потерял сознание. Загадочная катастрофа под Сухуми.