В СМИ появилось интервью с экипажем, проливающее свет на детали инцидента с самолетом Falcon в Афганистане. Согласно новым данным, крушения как такового не было: пилотам удалось совершить контролируемую посадку на горный склон из-за возникших технических неполадок. В репортаже РБК, не вошедшем в опубликованное видео, приводятся слова выжившего пилота, который указал, что образовавшийся лед заблокировал доступ топлива к расходному баку. Сигнал аварийного радиомаяка был принят, но поисковые группы изначально обследовали неверный район, что потребовало отправки на место (Игоря Сивороткина) в населенный пункт, заметный с воздуха. Примечательно, что дорога до этого села заняла целых пять часов, что вызывает вопросы о логистике и состоянии афганской авиационной инфраструктуры, на что намекает упоминание обломков местных вертолетов.
Лед в топливе: скрытая угроза в авиации
Аварии, спровоцированные замерзанием авиакеросина и образованием монолитной ледяной массы, — не редкость в истории авиации. Эта ледяная пробка способна закупорить критически важные узлы, такие как теплообменники, полностью нарушив работу топливной системы. Наиболее опасными режимами для возникновения такой ситуации являются этапы снижения с малым расходом горючего или резкие изменения мощности двигателей — при взлете или заходе на посадку. Риск определяется комплексом факторов: качеством авиатоплива, погодными условиями, профилем полета и конструктивными особенностями воздушного судна. Самолеты могут годами эксплуатироваться без проблем, но при стечении определенных обстоятельств остаться без тяги, как это произошло с Boeing 777 в аэропорту Хитроу.
Обратите внимание: Крупнейшая авиакатастрофа и хаос в эфире.
Существует версия, что и в катастрофе Ан-124 в Иркутске виноват был лед в топливе. Важно понимать, что вода в авиакеросине присутствует всегда, но ее наличие само по себе не ведет к трагедии — для этого требуется специфическое стечение условий.
Классические примеры аварий из-за обледенения топлива
Вот два характерных случая:
1) Авария Boeing 777 в аэропорту Хитроу - https://ru.wikipedia.org/wiki/Accident_Boeing_777_in_London
Причины, установленные расследованием:
Смещение и накопление льда в топливной магистрали. Образование ледяного налета на поверхности топливно-масляного теплообменника привело к ограничению подачи топлива к обоим двигателям.
Лед формируется из-за замерзания воды, естественным образом содержащейся в реактивном топливе. Этому процессу способствуют длительные полеты на пониженном расходе топлива в условиях низких температур, благоприятствующих образованию так называемого «липкого льда».
Несмотря на соответствие теплообменника сертификационным нормам того времени, он оказался уязвим к засорению при высокой концентрации мягкого льда, когда температура топлива опускается ниже -10 °C, а его подача превышает режим холостого хода.
2) Авария Ту-154М (борт RA-85763) в аэропорту Толмачёво 12.01.2000. В этой ситуации при посадке последовательно отказали все двигатели и шасси. Расследование показало, что причиной стало некачественное топливо, заправленное еще в аэропорту Краснодара: в бак попала краска, которой был помечен резервуар, и она растворилась в керосине. В сети доступна отличная реконструкция событий с оригинальными переговорами экипажа.
В ближайшие выходные я планирую опубликовать материал, подробно разъясняющий, что такое бизнес-джет (частный реактивный самолет) и каковы его ключевые особенности. Судя по комментариям к первому посту об аварии Falcon в Афганистане, многие читатели не вполне понимают специфику этого класса воздушных судов.
Источники информации и послесловие
1) https://www.rbc.ru/society/26/01/2024/65b346f59a794712fb4eda...
2) Видео с YouTube-канала Комсомольская правда
P.S. На некоторых новостных ресурсах появилась информация, что пилот Дмитрий Беляков был госпитализирован из-за сердечного приступа после произошедшего.
https://newizv.ru/news/2024-01-26/pilota-ruhnuvshego-v-afgan...
[мой]Длинный пост Видео Катастрофа самолета гражданской авиации в Афганистане Телеграмма (ссылка)Ответ на пост 5 на YouTube
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Продолжение поста «Авиакатастрофа Falcon в Афганистане».