История о том, как в Советской Армии проводили необычный эксперимент с танком Т-55, заправляя его не традиционным дизельным топливом, а сырой нефтью и маслом.
Важность топлива и многотопливность двигателей
Топливо — это критически важный ресурс, который во многом определяет мобильность и боеспособность танковых подразделений. Любой сбой в его поставках может парализовать целые соединения. Отчасти эту проблему смягчает конструкция танковых дизельных двигателей, таких как тот, что установлен на Т-55. Они обладают так называемой многотопливностью — способностью работать не только на солярке, но и на других видах горючего, например, на бензине или керосине, хотя и с некоторым снижением характеристик.
Обратите внимание: Можно ли пилотам спать "за рулем".
Но что делать в экстремальной ситуации, когда под рукой нет ни дизеля, ни бензина? Если рядом оказалась аварийная цистерна с нефтепродуктами или даже поврежденный нефтепровод, теоретически можно попытаться использовать их содержимое — сырую нефть или моторное масло.




На этих фотографиях запечатлен процесс эксперимента и его участники. Сравнение работы двигателя на дизельном топливе и на масле было подробно описано в специализированном издании. (Журнал «Вестник бронетанковой техники» № 4, 1987 г.)
Результаты испытаний: мощность и динамика


Графики из того же журнала наглядно демонстрируют разницу в работе силовой установки. На графике удельного импульса (Fd) для передач со второй по пятую сплошная линия показывает характеристики на дизтопливе, а пунктирная — на сырой нефти. Видно, что использование нефти приводит к заметному падению мощности. (Журнал «Вестник бронетанковой техники» №4, 1987 г)
Проходимость на альтернативном топливе

Еще один важный аспект — способность танка преодолевать подъемы. На диаграмме показаны результаты преодоления подъемов крутизной от 10 до 20 градусов. Обозначения: Vo — начальная скорость подъема, Vк — конечная скорость, Sp — пройденный путь. В числителе указаны данные для дизельного топлива, в знаменателе — для нефти. Разница в динамике разгона и конечной скорости очевидна. (Журнал «Вестник бронетанковой техники» №4, 1987 г)





Подробный отчет об этом уникальном испытании был опубликован на портале «Военное обозрение»: https://topwar.ru/196211-kak-tank-t-55-neftju-zapravili.html
Военная техника, двигатель, ресурс, масло, топливо, советское производство, длинный пост
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Можно ли танк заправить нефтью?.