
Аэропорт Махачкалы. Фото: ТАСС
Рейс с нарушениями
7 ноября 1991 года самолет Як-40 авиагруппы "Югавиа" выполнял рейс из Элисты в Махачкалу. На борту находился экипаж из четырех человек. Изначально рейс был оформлен с серьезным нарушением: при вместимости салона в 32 места было зарегистрировано 34 пассажира, а впоследствии незаконно взяли на борт еще 13 человек. В итоге в самолете летели 47 человек, что значительно превышало допустимую норму.
Отклонение от маршрута и первые ошибки
Во время полета на высоте 5700 метров экипаж запросил разрешение уклониться от маршрута и следовать напрямую в Кизляр. Диспетчер первоначально запретил это, но разрешил уход с трассы в районе Грозного. Позже, когда самолет пролетал над Грозным, тот же диспетчер дал указание следовать в Кизляр, что и было выполнено. Через 20 минут самолет вошел в зону ответственности Астраханского центра управления. Экипаж доложил о своем следовании в Кизляр на эшелоне 5700 метров. В ответ диспетчер, нарушая инструкции, приказал лететь прямо на Махачкалу, хотя экипаж понимал, что этот путь лежит над опасным горным массивом Канабуру. Несмотря на это, команда была выполнена.
Роковые решения при заходе на посадку
Через 10 минут самолет снизился до 5100 метров, находясь уже в 100 км от аэропорта Махачкалы и в 35 км правее предписанного воздушного коридора №3. Экипаж сообщил диспетчеру подхода ложную информацию о входе в зону через правильный коридор. Диспетчер, видя на радаре реальное положение самолета, не стал возвращать его на установленную схему снижения и не указал на ошибку. Вместо этого он, вопреки всем правилам, разрешил снижение до 1800 метров в районе, опасном для полетов по приборам из-за горного рельефа.

Самолет Як-40, аналогичный разбившемуся
На расстоянии 41 км от аэропорта в дело вступил диспетчер посадки. Он передал экипажу неверные данные: расстояние 36 км вместо 41 и пеленг 122° вместо 118°.
Обратите внимание: Жаргон американского диспетчера.
Кроме того, он дал опасное разрешение снизиться до 1050 метров и лечь на курс, хотя минимально безопасная высота в этом районе составляла 1800 метров. Экипаж, вместо того чтобы проявить осторожность, продолжил слепо следовать указаниям.Потеря ориентации и столкновение
Самолет попал в зону "затемнения" радара из-за горных вершин. Диспетчер, не видя четкой отметки, передал экипажу расчетный пеленг 308°, в то время как реальный был 296°. Эти последовательные ошибки в информации о местоположении полностью дезориентировали пилотов. Они полагали, что выходят на правильную траекторию, и продолжали полет, полагаясь на ошибочные данные с земли. Если бы экипаж попытался самостоятельно сориентироваться, он бы понял, что летит прямо в горы.
Погодные условия усугубляли ситуацию: небо было затянуто облаками. Экипаж не знал их нижней границы и ошибочно полагал, что она находится на высоте около 980 метров, как над аэропортом. Пилоты надеялись вскоре выйти из облаков и перейти к визуальному заходу. При этом на самолете отсутствовала система предупреждения о сближении с землей. Диспетчер, считая, что самолет следует схеме, разрешил снижение до 400 метров.
Продолжая снижаться и начав левый разворот для выхода на посадочную прямую, Як-40 на высоте всего 550 метров врезался в склон горы Кукурт-Баш (894 м), расположенной в 23 км западнее аэропорта. Самолет полностью разрушился и сгорел. Все 51 человек на борту (47 пассажиров и 4 члена экипажа) погибли.

Обломки самолета на месте катастрофы
Выводы расследования
Следственная комиссия пришла к выводу, что катастрофа стала результатом грубейших нарушений правил полетов в горной местности как со стороны диспетчерских служб, так и со стороны экипажа. Самолет оказался ниже безопасной высоты за пределами утвержденной схемы захода на посадку, что и привело к столкновению с горным склоном.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]ПолетАвиацияСамолетПилотАэропортГражданская авиацияСобытиеКатастрофаАвиакатастрофаДагестанМахачкалаДлинный постОтрицательный 15Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Слепо выполняли указания диспетчера или опасный заход в аэропорту Махачкалы.