Аэропорт Махачкалы. Фото: ТАСС
7 ноября 1991 года Як-40 авиационной группы "Югавиа" ("Аэрофлот-Югавиа") выполнил рейс из Элисты в Махачкалу. Экипаж состоял из четырех человек. Хотя в салоне было 32 места, на рейс было зарегистрировано 34 пассажира, а позже еще 13 были незаконно посажены. Таким образом, всего на борту находились 47 пассажиров.
Во время полета экипаж, находившийся на высоте 5700 метров, попросил разрешения сойти с маршрута и отправиться прямиком в Кизляр. Диспетчер запретил нам продолжать путь до Кизляра, но разрешил улететь с маршрута за пределы Грозного. Когда самолет пролетал над Грозным, диспетчер сообщил экипажу его местонахождение и дал указание следовать в Кизляр, что и было выполнено.
Через 20 минут самолет вошел в зону ответственности Астраханского центра управления воздушным движением. Экипаж доложил диспетчеру, что они направляются на эшелоне полета 5700 метров в Кизляр. В ответ диспетчер, нарушив инструкции, дал команду продолжать движение по трассе прямо в Махачкалу. Экипаж знал, что в этом случае им придется пролететь над горным массивом Канабуру. Но он подчинился команде и после прохождения Кизляра повернул обратно на станцию Махачкала.
Через 10 минут Як-40 упал на высоту 5100 метров. В этот момент он находился в 100 километрах от аэропорта Махачкалы и в 35 километрах правее воздушного коридора №3, по которому он изначально должен был следовать. При этом экипаж солгал диспетчеру подхода, что они вошли в зону аэропорта именно через воздушный коридор №3. Диспетчер увидел на экране радара, что самолет на самом деле находился за пределами коридора. Однако он не установил его по установленной схеме снижения и не указал пилотам их местонахождение. Вместо этого, вопреки инструкции, он дал команду снизиться на высоту 1800 метров в опасном для полетов по приборам районе в сторону горного хребта.
Як-40
в 41 километре от аэропорта экипаж связался с диспетчером посадки, который сообщил экипажу неправильное расстояние: 36 километров вместо фактических 41, а также неправильный пеленг: 122° вместо 118°.
Обратите внимание: Жаргон американского диспетчера.
Кроме того, он дал разрешение спуститься на высоту 1050 метров и взять курс на станцию, хотя в инструкции в районе нахождения самолета указана минимальная высота 1800 метров. Но экипаж стал слепо выполнять указания диспетчера.Вскоре самолет попал в зону «затемнения» горных вершин и стал периодически пропадать с экранов радаров. Не видя местоположения на экране, диспетчер передал экипажу расчетное местоположение самолета - пеленг 308°. Хотя фактическое было 296°. Два неверных сообщения подряд о местонахождении самолета дезориентировали экипаж. Они считали, что самолет приближается к установленной траектории полета. В результате экипаж продолжил держать прежний курс, опираясь на данные, переданные диспетчером. Если бы пилоты попытались самостоятельно определить направление полета, они бы поняли, что самолет летит в гористую местность с высокими вершинами.
Небо в это время было затянуто тучами, нижнюю высоту которых экипаж не знал и полагал, что она такая же, как и над аэропортом – 980 метров. Поэтому он намеревался вскоре прорвать его и перейти на визуальный полет, а затем построить маневр для захода на посадку. При этом самолет не был оборудован системой сигнализации опасного сближения с землей. Вскоре диспетчер, посчитав, что самолет движется по схеме захода на посадку, дал указание снизиться до высоты 400 метров.
Продолжая снижение, экипаж начал поворачивать налево, чтобы выйти на взлетно-посадочную полосу. Но неожиданно пролетая в облаках на высоте 550 метров, Як-40 врезался в склон горы Кукурт-Баш высотой 894 метра, расположенной в 23 километрах к западу от аэропорта Махачкалы. Самолет был полностью разрушен и загорелся. Все находившиеся на борту погибли.
Обломки
Следственная комиссия установила, что крушение произошло в результате грубых нарушений диспетчерами и экипажем правил полетов в горной местности. В результате самолет упал ниже безопасной высоты за пределами установленной схемы захода на посадку, в результате столкнулся с горой и полностью разрушил самолет.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]ПолетАвиацияСамолетПилотАэропортГражданская авиацияСобытиеКатастрофаАвиакатастрофаДагестанМахачкалаДлинный постОтрицательный 15Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Слепо выполняли указания диспетчера или опасный заход в аэропорту Махачкалы.