Уникальный случай в авиации: когда потеря двигателя спасла самолет

Отказы авиационных двигателей, к сожалению, не являются редкостью. Чаще всего они происходят из-за усталости металла или ошибок, допущенных при техническом обслуживании наземными службами.

Исторические прецеденты

В истории авиации зафиксировано несколько громких инцидентов, связанных с отделением двигателей в полете:
• Катастрофа Boeing 747 в Амстердаме (1992 г.) — вызвана усталостью металла креплений.
• Катастрофа Boeing 747 под Тайбэем (1991 г.) — аналогичная причина, после чего конструкции креплений были доработаны.
• Катастрофа DC-10 в Чикаго (1979 г.) — известна благодаря драматичным фотографиям и привела к серьезным изменениям в процедурах обслуживания.

Исключительный случай успешного приземления

Ситуации, когда самолет теряет двигатель, но экипажу удается благополучно посадить машину, крайне редки. Особенно уникален случай, произошедший в марте 2001 года с грузовым самолетом Douglas DC-3 1944 года выпуска.

Самолет принадлежал небольшой авиакомпании Jim Hankins Air Service и выполнял обычный грузовой рейс в США. На высоте 1500 метров в правом двигателе вспыхнул пожар. Экипаж предпринял стандартные процедуры: попытался зафлюгировать (остановить и развернуть лопасти) воздушный винт и активировал систему пожаротушения. Когда эти меры не помогли, произошло неожиданное: двигатель полностью отделился от крыла. Как отмечается в отчетах, это радикально, но эффективно решило проблему — нет двигателя, нет и пожара. Огонь прекратился, и пилоты смогли благополучно совершить посадку в аэропорту, находившемся всего в 10 километрах от места происшествия. Этот случай наглядно показывает преимущество полетов над районами с развитой сетью аэродромов.

Расследование установило, что причиной возгорания стал отрыв 12-го цилиндра двигателя, что привело к последующему разрушению соседних 7-го, 8-го и 9-го цилиндров.

Странности и везение

Удивительным в этой истории является несколько факторов. Во-первых, температура пожара была настолько высокой, что он буквально «пережег» прочную опору (пилон) двигателя. Во-вторых, огонь, к счастью, не распространился на конструкцию крыла и прекратился сразу после отделения двигателя. Не менее поразительно, что шасси самолета не пострадало и функционировало нормально, что позволило совершить штатную посадку.

Источники:
Aviation Safety Network
Официальный отчет о расследовании

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Отгорел и отвалился.