Катастрофа Ту-154 под Иркутском: хроника роковой цепочки ошибок

Вечером 3 июля 2001 года в аэропорту Кольцово (Екатеринбург) начался трагический рейс. Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа» готовился к полету в Иркутск с последующим следованием во Владивосток. На борту находилось 145 человек: 136 пассажиров и 9 членов экипажа.

Опытный экипаж и начало рокового рейса

Командиром воздушного судна был назначен высококвалифицированный пилот Валентин Гончарук, чей опыт превышал 27 лет и 13,5 тысяч летных часов. Его помощником был второй пилот Сергей Диденко. Несмотря на их профессионализм, совокупность факторов привела к непоправимым последствиям.

Ту-154М от Владивосток Авиа

В 19:47 самолет взлетел и взял курс на Иркутск. Подлетая к месту назначения, экипаж начал подготовку к посадке. Было решено, что управление возьмет на себя второй пилот Диденко, а командир Гончарук займется радиосвязью и контролем приборов.

Нарушение процедур и потеря контроля

При снижении экипаж столкнулся с первой серьезной проблемой: скорость лайнера составляла 540 км/ч вместо положенных 400. Чтобы быстро погасить скорость и не пролететь точку третьего разворота, пилоты убрали тягу двигателей и выпустили интерцепторы (спойлеры). Стратегия сработала, но отвлекла внимание экипажа от других критически важных задач.

Выпущенный интерцептор на Ту-154

В суматохе были допущены ключевые ошибки:

  • Пилоты забыли выполнить контрольный список после прохождения переходной высоты.
  • Двигатели оставались на режиме малого газа.
  • Экипаж не выпустил закрылки, необходимые для поддержания подъемной силы на малой скорости.

Самолет, выполняя левый разворот, начал терять скорость. В попытке исправить ситуацию командир увеличил режим работы двигателей, но было уже поздно. Скорость упала до 360 км/ч, что на 15 км/ч ниже безопасного минимума.

Роковая путаница и потеря пространственной ориентации

В критический момент командир Гончарук, пытаясь уменьшить крен, совершил роковую ошибку. Он запутался в показаниях авиагоризонта. Дело в том, что на этом самолете, недавно приобретенном авиакомпанией, был установлен прибор западного образца, который имел иную логику индикации, нежели привычные советские. Вместо уменьшения крена командир неосознанно увеличил его до 48 градусов.

Показания на одном крене двух разных авиагоризонтов (советского и западного)

Второй пилот Диденко, сохранивший ориентацию, попытался вмешаться, но ситуация уже вышла из-под контроля. Самолет с большим креном, поднятым носом и недостаточной скоростью вошел в режим сваливания. Пилоты, пытаясь вывести лайнер из опасного положения, резко отдали штурвал от себя, что привело к крутому пикированию.

Фатальная попытка спастись и катастрофа

На высоте около 700 метров в кабине прозвучал сигнал о минимальной высоте. В стрессовой ситуации пилоты инстинктивно потянули штурвалы на себя до упора. Это действие привело к окончательной потере управления: самолет сорвался в штопор и рухнул на землю.

В 02:08 4 июля лайнер пропал с радаров. Вскоре жители села Бурдаковка, расположенного в 22 км от Иркутска, услышали мощный взрыв. Все 145 человек на борту погибли.

Последствия катастрофы

Выводы расследования: цепочка человеческих ошибок

Следствие пришло к выводу, что катастрофа стала результатом грубых нарушений и ошибок взаимодействия в экипаже:

  1. Нечеткое распределение обязанностей. Командир, назначив второго пилота на посадку, постоянно вмешивался в управление, дезориентируя его.

  2. Систематическое пренебрежение процедурами. Экипаж забыл выполнить контрольные списки, не выпустил закрылки и потерял контроль за скоростью, увлекшись решением одной проблемы.

  3. Недостаточное знание техники. Командир не успел освоить новую для него систему индикации авиагоризонта, что привело к неверной оценке пространственного положения.

Главной ошибкой стало то, что пилоты перестали управлять самолетом, а начали пассивно следовать за его поведением, упустив контроль над ситуацией. Невнимательность, усталость и недостаток слаженных действий привели к трагедии.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

«Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Взлётный режим! Господи! Мы падаем! Эх, всё конец..." Катастрофа Ту-154 в Иркутске.