Туманная трагедия в Мадриде: как пилоты заблудились на взлетной полосе

Иллюстрация к событиям. Источник: https://admiralcloudberg.medium.com/the-1983-madrid-runway-disaster-anasis-e0da177efb85

Испания — страна авиационных трагедий

Испания печально известна самой масштабной авиакатастрофой в истории, и туман сыграл в той трагедии роковую роль. Однако мало кто знает, что спустя шесть лет, в 1983 году, в испанском небе повторились схожие трагические обстоятельства, и снова виновником стал густой туман.

Роковое утро в аэропорту Барахас

Утро 7 декабря 1983 года в мадридском аэропорту Барахас было окутано плотной пеленой. Видимость не превышала 100 метров. Лишь на самой взлетной полосе ситуация была чуть лучше — потоки горячего воздуха от двигателей самолетов временно разгоняли туман, увеличивая видимость до 300 метров.

В это время экипаж самолета Boeing 727-256 авиакомпании Iberia готовился к международному рейсу в Рим. На борт поднялись 84 пассажира, а девять членов экипажа завершали стандартные предполетные процедуры. После посадки экипаж запросил у диспетчера разрешение на запуск двигателей и руление, но получил его только в 08:26 — диспетчер намеренно задержал разрешение, чтобы избежать скопления воздушных судов в зоне предварительного старта.

Тот самый Boeing 727, ставший участником трагедии.

Второй участник событий

Тем временем на северном перроне стоял самолет McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Aviaco, который должен был выполнить внутренний рейс в Сантандер. Из-за сложных погодных условий вылет уже был задержан на 33 минуты. На его борту находились 37 пассажиров и 5 членов экипажа. Разрешение на запуск двигателей и начало движения этот экипаж получил в 08:30, всего через четыре минуты после «Боинга».

В 08:33 экипажу «Дугласа» было дано указание выруливать на взлетно-посадочную полосу 01 по внешним рулежным дорожкам. Через три минуты они доложили о начале движения. Диспетчер попросил экипаж сообщить, когда они окажутся на конкретной рулежной дорожке OSCAR 5.

McDonnell Douglas DC-9 — второй самолет, попавший в эту аварию.

Роковая ошибка и столкновение

В это же время «Боинг» уже занял позицию для взлета в начале ВПП №01. Получив окончательное разрешение, экипаж начал разбег в 08:38. Практически одновременно диспетчер снова запросил у экипажа «Дугласа» его местоположение. Ответ пилотов был тревожным: они сообщили, что не видят на земле указателя OSCAR 5 и, судя по курсу, возможно, уже выезжают на взлетную полосу.

В тот самый момент, когда второй пилот «Боинга» доложил о достижении критической скорости V1, пилоты сквозь разрывы тумана увидели прямо перед собой силуэт другого самолета. Экипаж попытался экстренно поднять машину в воздух, чтобы избежать удара, но времени уже не оставалось.

Последствия катастрофы

Левое крыло и шасси «Боинга» врезались в левый бок «Дугласа», который в тот момент выруливал на полосу. Удар был настолько сильным, что «Дуглас» буквально разорвало на части, последовал взрыв, и все находившиеся на его борту 42 человека погибли мгновенно.

«Боинг», лишившись левого крыла, стабилизатора и одного двигателя, рухнул на взлетную полосу, перевернулся и загорелся. В этой катастрофе на его борту погибли 50 пассажиров и 1 член экипажа. Таким образом, общее число жертв этой трагедии составило 93 человека.

Схема места катастрофы. Источник: https://admiralcloudberg.medium.com/the-1983-madrid-runway-disaster-anasis-e0da177efb85

Выводы расследования

Следственная комиссия установила, что основной причиной катастрофы стало случайное выкатывание самолета DC-9 на активную взлетно-посадочную полосу. Густой туман скрыл от экипажа визуальные ориентиры, из-за чего пилоты не смогли точно определить свое положение на аэродроме и не заметили, что пересекли границу рулежной дорожки и оказались на пути взлетающего лайнера.

По итогам расследования были даны важные рекомендации по повышению безопасности. В частности, было предложено окрашивать рулежные дорожки и наносить на них разметку в цветах, кардинально отличающихся от расцветки взлетно-посадочных полос, чтобы даже в условиях плохой видимости пилоты могли безошибочно идентифицировать тип покрытия.

Пожалуйста, оцените статью и подпишитесь. Ваша обратная связь помогает нам создавать новые интересные материалы. Заранее благодарим от всей команды!

Канал «Расследование авиакатастроф» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Пилоты заблудились в тумане на полосе.