В ночь на 20 марта 2009 года лайнер Airbus A340 авиакомпании Emirates, выполнявший рейс EK407 из Окленда в Дубай с промежуточной посадкой в Мельбурне, оказался на грани катастрофы. При взлете из аэропорта Мельбурна самолет, вместо того чтобы плавно оторваться от земли, с сильным скрежетом ударился хвостовой частью о взлетно-посадочную полосу. Многие пассажиры отчетливо слышали этот жуткий звук, не понимая, что происходит. Расследование показало, что причиной инцидента стала банальная, но роковая ошибка в одну цифру.

Фотография поврежденной обшивки самолета после инцидента.
Критический взлет
Современный и комфортабельный лайнер, которому на тот момент было всего пять лет, управлялся опытным экипажем. После штатной посадки в Мельбурне и предполетной подготовки самолет вырулил на взлет. В 22:30 рейс 407 начал разгон по длинной ВПП 16 (ее протяженность составляла 3657 метров). Однако когда пилоты начали поднимать носовую часть для отрыва, самолет не взлетел. Вместо этого хвост с грохотом ударился о бетонное покрытие и, высекая снопы искр, протащился по полосе несколько сотен метров. Командир воздушного судна взял управление на себя, дал команду на максимальную тягу всех четырех двигателей, как при уходе на второй круг, но даже этого оказалось недостаточно. Лайнер так и не оторвался от земли, проехав до самого конца полосы и выкатившись за ее пределы.
Чудом в воздухе
Только спустя некоторое время, уже за границами аэродрома, пилотам чудом удалось поднять тяжелую машину в воздух. Но взлет был крайне опасным: самолет, едва набрав высоту, на расстоянии около 350 метров от торца ВПП повредил стробоскоп, снес полутораметровую антенну курсового радиомаяка и задел систему посадки по приборам. Лайнер буквально в последний момент избежал столкновения с ограждением аэропорта.
Набрав высоту над заливом Порт-Филлип, второй пилот решил заново проверить расчеты взлетных характеристик на бортовом компьютере. Именно тогда и была обнаружена фатальная ошибка: вместо реальной взлетной массы в 362,9 тонны в компьютер была введена цифра 262,9 тонны. Эта опечатка привела к тому, что автоматика рассчитала и установила недостаточную для отрыва тягу двигателей.
Осознав масштаб проблемы, экипаж начал аварийный сброс топлива для облегчения самолета и подготовки к экстренному возвращению. Посадка была осложнена сообщениями о задымлении в салоне, однако в 23:36 рейс EK407 благополучно приземлился в Мельбурне на полосу 34. К счастью, никто из 257 пассажиров и 18 членов экипажа не пострадал.

Схематическое изображение повреждений, полученных самолетом.
Расследование и выводы
Расследованием инцидента занялось Австралийское бюро транспортной безопасности (ATSB). Специалисты подтвердили, что причиной стал ошибочный ввод данных о массе. Однако ключевым вопросом было то, почему эту ошибку не заметили ни второй пилот при вводе, ни командир при проверке, и почему экипаж не распознал недостаток тяги во время разгона.
Следователи пришли к выводу, что интерфейс бортового компьютера не был достаточно наглядным, чтобы привлечь внимание пилотов к несоответствию введенных данных. Эта авария заставила компанию Airbus доработать программное обеспечение, чтобы в будущем система могла предупреждать экипажи о потенциально опасных несоответствиях в расчетных параметрах.

Дополнительные повреждения конструкции, выявленные при осмотре.
Окончательный отчет, опубликованный в октябре 2011 года, выделил три основные причины происшествия:
- Ошибка второго пилота, введшего вес 262,9 вместо 362,9 тонны.
- Недостаточный контроль со стороны командира, который, проверяя данные, не заметил этой опечатки.
- Ошибочное озвучивание данных при кросс-проверке: второй пилот устно подтвердил неверную цифру.
Последствия
Поврежденный Airbus A340 был отправлен на завод Airbus в Тулузу, где его полностью отремонтировали, и он вернулся к полетам. Судьба же пилотов сложилась иначе. После расследования они вернулись в Дубай, где руководство авиакомпании Emirates предложило им уволиться по собственному желанию, что они и сделали.
Эта история наглядно демонстрирует, насколько хрупкой может быть безопасность полетов и как одна, казалось бы, незначительная человеческая ошибка, помноженная на недостатки процедур и интерфейсов, способна поставить под угрозу сотни жизней.
Пожалуйста, проголосуйте и подпишитесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ошибка в одной цифре и жуткий скрежет обшивки.