Осужденные за катастрофу бомбардировщика офицеры выплатят 4,5 млн рублей

Мурманский гарнизонный военный суд приговорил бывшего командира 40-го полка дальней авиации Владимира Алесенко и бывшего командира звена воинской части Владимира Степанова к условным срокам лишения свободы. Согласно выводам суда, в январе 2019 года они допустили посадку сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 в сложных метеоусловиях, что привело к катастрофе и гибели трех пилотов. За сгоревший самолет и потерянную в результате аварии ракету Х-22 с пенсионеров также обязали выплатить 4,5 млн рублей, но дело до сих пор не дошло до мирового соглашения. Полковник и майор не согласились с приговором и будут обжаловать его в военном суде на Северном флоте.

Ту-22М3 с ракетой Х-22

Судья Алексей Лукин во вторник подвел итоги судебного процесса, который продолжается в Мурманском гарнизонном суде уже почти два года. Судья не согласился с прокурором, просившим у подсудимых пять лет мирового соглашения, но и проигнорировал мнение защиты, настаивавшей на полном оправдании своих подзащитных.

Полковник в отставке Алесенко и майор Степанов в итоге были приговорены к 4 и 3 годам лишения свободы, но условно, с отсрочкой исполнения приговора. Частично удовлетворил суд и требование Минобороны к ответчикам.

Военное ведомство планировало получить от пенсионеров 85 млн рублей за сгоревший Ту-22М3 выпуска 1986 года и еще 12 млн рублей за висевшую на пилоне противокорабельную крылатую ракету Х-22, которая также была утрачена в результате катастрофа. Однако судья Лукин решил, что осужденным достаточно возместить причиненный ими ущерб в размере 2,5 млн и 2 млн рублей соответственно.

Пока неясно, будет ли оспаривать приговор гарнизонного суда военная прокуратура Северного флота, представившая обвинение в суде. Но защита подсудимых уже заявила, что решение по первой инстанции — это только начало большого пути, который офицеры обязательно пройдут. «Сожалею, что судья Лукин, тщательно и внимательно изучивший позиции всех участников процесса, в итоге не выслушал наши доводы», — заявил Ъ адвокат Владимира Степанова Юрий Касаткин. В ближайшие дни, изучив мотивировочную часть приговора, защитник пообещал обжаловать решение суда в следующей инстанции — в военном суде на Северном флоте — и двигаться дальше по правовой вертикали до полного оправдания своего подзащитного.

Напомним, что во второй половине дня 22 января 2019 года экипаж Ту-22М3 после выполнения тренировочного полета вернулся на авиабазу 40-го полка Оленя, расположенную на Кольском полуострове. Посадка бомбардировщика оказалась довольно жесткой.

Машина приземлилась за несколько десятков метров до взлета на взлетно-посадочную полосу на концевую часть и от перегрузки ударилась колесами шасси о асфальт.

Удар спровоцировал переворот бомбардировщика, а следующая посадка оказалась для него роковой: нос машины оторвался вместе с кабиной пилота, а выплеснувшееся из баков топливо вызвало при крушении сильное возгорание керосина сайт.

Жертвами авиакатастрофы стали военные летчики 2-го класса Алексей Гурьев и Константин Мазунин, а также штурман-оператор 3-го класса Виктор Грейф. Серьезные ранения и ожоги получил старший штурман авиаполка подполковник Максим Рыльков, проверявший экипаж в полете.

Боевая машина и противокорабельная ракета на борту сгорели. Мнения экспертов относительно причин трагедии в корне разделились.

Занимавшиеся ею следователи из нескольких подразделений СКР считали, что катастрофа произошла из-за ошибок пилотов. По версии следствия, после падения в метель неопытный экипаж потерял ориентацию в пространстве, «промазал» при посадке и даже слишком интенсивно падал, тем самым обеспечив попадание во взлетно-посадочную полосу, уничтожившее машину. По данным СКР, этот опасный маневр должны были предотвратить командир полка Алесенко и руководитель звена Степанов, которые во время учений находились на диспетчерском пункте и поддерживали радиосвязь с экипажем. Поскольку за полет непосредственно отвечал майор, а полковник лишь проверял действия всех своих подчиненных, то первого обвинили в нарушении правил полетов и подготовки к ним (ст. 351 УК РФ), а вторая - халатность, повлекшая тяжкие последствия (ч. 3 ст. 293 УК РФ).

Защита господ Степанова и Алесенко убеждена, что летчики, несмотря на отсутствие опыта, отлично посадили бомбардировщик. Опасная перегрузка произошла из-за ошибки не пилотов, а строителей взлетно-посадочной полосы в Олене. Уже в ходе судебного разбирательства, по словам адвоката Касаткина, было установлено, что наклон ее «концевика» почти в два раза превышал максимально допустимый.

Таким образом, бомбардировщик приземлился, так сказать, на склоне горы. Нехарактерное для авиационных происшествий разрушение машины защита объясняла только некачественным ремонтом Ту-22М3.

По словам юристов, расследования показали, что болтовые стропы шпангоута, отделяющего кабину от основного корпуса самолета, проржавели или отсутствовали вовсе, но представители авиаремонтной мастерской, где обслуживался бомбардировщик, ограничились «визуальным осмотром». " проблемной зоны.

Осужденные и их представители не согласились с выводом следствия о том, что жестокое обращение, приписываемое офицерам, способствовало гибели экипажа Ту-22М3. По версии защиты, причиной гибели двух пилотов и штурмана экипажа стали серьезные травмы головы, которые пилоты получили, несмотря на то, что все они были в защитных касках.

Штурман полка таких травм избежал, а это, как считают юристы, свидетельствует о том, что в момент аварии из всех находившихся в кабине только старший офицер был пристегнут ремнем безопасности.

Наконец, по мнению защиты, финансовый вопрос остался открытым. Юристы утверждают, что сразу после катастрофы вопрос о компенсации причиненного ущерба вообще не обсуждался. Дело в том, что вторая финансово-экономическая служба Северного флота оценила остаточную стоимость бомбардировщика, находившегося на вооружении более 32 лет на момент катастрофы, в ноль рублей. Ракета, учитывая ее амортизацию, также не была признана призовой. Уже в ходе следствия, по мнению защиты, изменилось восприятие Северного флота, а та же другая служба в рамках расследования увеличила стоимость пропажи до 97 млн ​​рублей https://news.mail.ru/ инцидент/57251623/?frommail=1&utm_p...

Военная авиация Ту-22м3Авиакатастрофа АвиацияПолетДлинный пост 9 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Осужденные за катастрофу бомбардировщика офицеры выплатят 4,5 млн рублей.