Мурманский гарнизонный военный суд вынес приговор по делу о катастрофе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, произошедшей в январе 2019 года. Бывший командир 40-го полка дальней авиации Владимир Алесенко и бывший командир звена Владимир Степанов признаны виновными в допущении посадки самолета в сложных метеоусловиях, что привело к гибели трех членов экипажа. Офицеры приговорены к условным срокам лишения свободы (4 и 3 года соответственно) и обязаны совместно выплатить 4,5 млн рублей в счет возмещения ущерба за утраченный самолет и ракету Х-22. Обе стороны заявили о намерении обжаловать приговор.


Ту-22М3 с ракетой Х-22
Итоги судебного процесса
Судья Алексей Лукин, подводя итоги почти двухлетнего процесса, занял промежуточную позицию. Он не согласился с требованием прокуратуры о пяти годах лишения свободы реально, но и отклонил ходатайство защиты о полном оправдании подсудимых. Требование Министерства обороны о взыскании 97 млн рублей (85 млн за самолет и 12 млн за ракету) было существенно снижено до 4,5 млн.
Позиция защиты и дальнейшие шаги
Адвокаты осужденных офицеров не согласны с приговором и намерены обжаловать его в военном суде Северного флота. Защита настаивает на том, что основной причиной катастрофы стали не ошибки пилотов или командования, а технические и инфраструктурные проблемы: чрезмерный уклон взлетно-посадочной полосы и некачественный ремонт самолета, в результате которого критически важные элементы конструкции оказались ослаблены.
Хроника катастрофы и расследования
22 января 2019 года экипаж Ту-22М3 выполнял тренировочный полет на авиабазе в Олене (Кольский полуостров). При посадке в сложных погодных условиях произошло жесткое приземление, самолет перевернулся и полностью сгорел. Погибли летчики Алексей Гурьев, Константин Мазунин и штурман Виктор Грейф. Еще один офицер получил серьезные ранения.
Следствие изначально винило в трагедии неопытный экипаж, который, по его версии, допустил ошибки при заходе на посадку. Командование же обвинили в том, что оно не предотвратило эти ошибки. Однако защита представила альтернативную версию, указывающую на конструктивные недостатки ВПП и халатность при техническом обслуживании самолета. Также адвокаты обратили внимание на тот факт, что изначально военные эксперты оценили остаточную стоимость старого бомбардировщика в ноль рублей, и вопрос о многомиллионной компенсации возник уже в ходе суда.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Осужденные за катастрофу бомбардировщика офицеры выплатят 4,5 млн рублей.