Молния и взрыв

В сентябре 1970 года вновь построенный Боинг 747 совершил свой первый полет и в конце месяца был передан американской авиакомпании Trans World Airlines, где успешно выполнял пассажирские перевозки до октября 1975 года объект в Канзасе для капитального ремонта, где он был преобразован в грузовой вариант с большой грузовой дверью по левому борту. Самолету был присвоен новый бортовой номер, а затем самолет был продан Имперским ВВС Ирана.

Боинг 747 Имперских ВВС Ирана

9 мая 1976 года этот Боинг выполнял военно-транспортный рейс из Тегерана на базу ВВС США Макгуайр в Нью-Джерси с промежуточной остановкой в ​​Мадриде. После полной заправки (в баках было более 115 тонн) Boeing 747 с 10 членами экипажа и 7 пассажирами на борту вылетел из Тегерана и взял курс на Испанию.

В 15:15 (по местному времени) экипаж связался с мадридским центром управления с расчетным временем посадки примерно в 15:40. Через несколько минут диспетчер сообщил, что заметил самолет на радаре и дал разрешение следовать за радиомаяком Кастеджон. Затем экипаж получил информацию о погоде и разрешение на снижение до 3000 метров.

Над Испанией в тот день прошел циклон, сопровождавшийся сильными грозами, но с хорошей видимостью. В то же время метеослужба не давала никаких прогнозов об опасных погодных явлениях. В 15:30 иранский самолет сообщил, что из-за плохой погоды прямо на взлетно-посадочной полосе вынужден был отклониться от маршрута влево. Через несколько минут диспетчер дает разрешение на снижение до 1500 метров и указание перейти на связь с диспетчером подхода.

После связи с заходом на посадку пилоты сообщили, что прямо на взлетно-посадочной полосе бушует гроза, в связи с чем обратились за помощью, чтобы обойти непогоду. Диспетчер доложил, что наблюдал их на радаре, после чего запросил подтверждение того, что экипаж действительно запросил векторение для обхода зоны опасных метеорологических явлений. Экипаж подтвердил запрос, а также отправил на прохождение радиомаяк Кастеджон, которому диспетчер дал указание развернуть курс на 260 градусов. С борта подтвердили получение информации и сообщили о занятии высоты 1500 метров. Несколько Boeing 747 не вышли на связь.

После прослушивания черных ящиков стало ясно, что экипаж самолета понимал, что находится в зоне опасных погодных явлений, но особого волнения никто не придавал. Примерно в 15:34 кто-то в кабине сказал: «Мы горим». Через 3 секунды после этой фразы в самолет ударила молния.

По словам очевидцев - жителей городка Вальдеморо, заметивших низколетящий лайнер, после удара молнии произошел взрыв на левом крыле. В результате крыло было разделено на три части, которые в свою очередь развалились еще на 15 осколков. Как выяснилось позже, параметрический бортовой самописец при этом перестал функционировать, хотя диктофон остался в рабочем состоянии. В кабине появился сигнал о неисправности автопилота, который отключился через несколько секунд. Не зная масштабов происходящего, летчики до последнего пытались восстановить управление, но самолет неумолимо несся к земле. Примерно в 15:35, через 54 секунды после удара молнии, Boeing 747 врезался в сельскохозяйственное поле и был полностью разрушен. Все 17 человек на борту погибли.

Крушение

За расследование авиакатастрофы взялась команда Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB). Как установили специалисты, разряд молнии попал в фюзеляж в районе кабины пилота и вышел через дефлектор на левой законцовке крыла. После силового набора конструкции крыла и обшивки разряд вызвал искру в топливном баке на левом крыле, в котором на тот момент находилось примерно 11 тонн топлива. Это вызвало возгорание паров керосина и последующую детонацию, мощность которой во много раз превышала допустимую нагрузку на стенки бака.

Детонация ВВ была настолько мощной, что повредила силовые элементы в крыле. Взрыв также привел к отрыву части обшивки крыла и повреждению лонжеронов. Из-за нарушения окружающего аэродинамического потока, повышенной турбулентности и большой скорости полета крыло сильно прогнулось и, как следствие, разрушилось. Что на самом деле стало причиной разрушения крыла (взрывная волна от детонации топлива или сильная турбулентность из-за грозы) следователи однозначно установить не смогли.

[мин]АвиацияСамолетПолетАэропортАварияАвтокатастрофаАвиакатастрофаВоенныйИранПилотМолнияLongPost 0 Support Emotions

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Молния и взрыв.