Основные самолеты для региональных перевозок
В отдаленных районах России, где необходимы перелеты на небольшие аэродромы и посадочные площадки, используется несколько типов воздушных судов. Помимо легендарного Ан-2 и перспективного LMS-901, о которых шла речь ранее, ключевую роль играют самолеты Ан-28, L410 и канадский DHC-6 Twin Otter. В настоящее время парк этих машин в стране невелик: несколько десятков чешских L410, около десяти DHC-6-400 и всего пять-семь рабочих Ан-28.
Канадский универсал DHC-6 Twin Otter: преимущества и недостатки
Особый интерес представляет канадский самолет DHC-6 Twin Otter. Несмотря на проблемы с поставками запчастей из-за санкций, его эксплуатационные качества заслуживают внимания. Главное достоинство этой модели — выдающаяся универсальность. Конструкция шасси позволяет адаптировать самолет к любым условиям. Для эксплуатации на грунтовых ВПП в период распутицы или на неукатанном снегу предусмотрены так называемые «тундровые колеса» с низким давлением. На зиму самолет может быть оборудован лыжами, которые устанавливаются прямо на колесное шасси. Это уникальное решение позволяет, например, взлететь с аэродрома с искусственным покрытием и совершить посадку на заснеженную площадку.

Кроме того, существует модификация с поплавками для посадки на воду, получившая распространение, например, на Мальдивах. Поплавки также могут быть оснащены убирающимися колесами, что дает возможность использовать как водные, так и наземные аэродромы. Для работы в условиях холодного климата самолет оборудуется системой подогрева масляных баков, двигателей и крыльев, для которой требуется лишь стандартная розетка на 220 вольт.
Авионика DHC-6 не уступает современным лайнерам и по желанию заказчика может быть дополнена даже системой синтетического зрения, значительно повышающей безопасность полетов в сложных метеоусловиях.


Оборотная сторона универсальности: минусы DHC-6
Однако у такой универсальности есть и своя цена. Установка лыжного шасси «крадет» у самолета около 300 кг полезной нагрузки, что весьма ощутимо для машины с максимальной нагрузкой около 1,2 тонны. При установке поплавков потери, вероятно, еще больше. Другой существенный недостаток — неуправляемая передняя стойка шасси. Управление на взлетно-посадочных режимах осуществляется только с помощью руля направления, что требует от пилота высокого мастерства и однажды привело к аварии самолета авиакомпании «ЧукотАвиа».

Чешский «рабочая лошадка»: L410 и его эволюция
Чешский самолет L410 по своим характеристикам близок к канадскому конкуренту, хотя и несколько крупнее. Благодаря убирающемуся шасси L410 обладает более высокой крейсерской скоростью. Существовали и экспериментальные модификации этого самолета на лыжах и поплавках, однако они не получили широкого распространения из-за ограничений: лыжные варианты могли садиться только на снег, а поплавковые — только на воду.


Салон современной модификации L410UVP E-20 был модернизирован: появились ЖК-экраны и навигационное оборудование от компании Garmin.

В 2015 году был представлен дальнейший глубокий апгрейд самолета — модель L410NG с новыми двигателями и авионикой, однако текущее состояние этого проекта широкой публике неизвестно.

Почему в России выбрали L410?
Несмотря на все достоинства DHC-6, для масштабных закупок в России был выбран именно L410. Этому способствовал ряд причин. Во-первых, к моменту принятия решения о закупке модификации L410UVP E-20 в стране уже был накоплен богатый опыт эксплуатации предыдущих поколений этого самолета. L410 долгое время служил учебно-тренировочным самолетом в Кировоградском и Сасовском летных училищах, использовался для геологоразведки в Якутии, на Камчатке и в других регионах. Во-вторых, чешские производители проявили большую лояльность: предоставили техническую документацию на русском языке, что упростило обучение пилотов и инженеров. Немаловажно и то, что, в отличие от периодически замораживавшегося производства DHC-6, выпуск L410 шел непрерывно.
В 2013 году контроль над чешским заводом перешел к российской «Уральской горно-металлургической компании», часть производства была локализована на заводе «Урал ГА». Однако с началом специальной военной операции выпуск самолетов был остановлен.
Несостоявшиеся проекты: М101Т и Т101
Помимо зарубежных моделей, в России были попытки создать собственный региональный самолет. Всего было выпущено 26 самолетов М101Т «Гжель». Часть из них использовалась авиакомпанией «Декстер» в качестве аэротакси, два самолета были поставлены в Бугурусланское летное училище. К сожалению, крупносерийного производства так и не было налажено.

Еще один интересный, но забытый проект — самолет Т101 «Грач». Его внешний вид удивительно напоминает современный российский проект LMS-901 «Байкал».

Сходство с LMS-901 действительно поразительное, что показывает, насколько актуальные сегодня идеи были заложены конструкторами еще в советское время.

Самолет Т101 так и не пошел в серию, хотя интерес к нему проявляли как военные, так и гражданские заказчики. Распад СССР похоронил этот перспективный проект.
Взгляд в будущее
На данный момент анонсирована совместная российско-белорусская разработка нового 19-местного самолета для регионов. Пока это даже не эскизный проект, но есть надежда, что через несколько лет в небе появится современная отечественная машина, в которой так остро нуждается российская региональная авиация.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: На чем сейчас летают в регионах.