Кислородная система в салоне пассажирского самолета — это ключевой элемент безопасности, который активируется автоматически при разгерметизации. Её сердцем является химический генератор, расположенный над головами пассажиров. Этот генератор, в отличие от баллонов, работает по принципу необратимой химической реакции. После запуска его невозможно остановить — он вырабатывает кислород в течение примерно 15 минут. Этого времени достаточно, чтобы пилоты снизили лайнер до безопасной высоты, где можно дышать без масок. При работе устройство сильно нагревается — до 230 градусов по Цельсию, что иногда может вызывать легкое задымление в районе багажных полок. На корпусе генератора есть специальный индикатор: оранжевая полоса, которая чернеет от высокой температуры, сигнализируя об использовании устройства.
Механизм запуска: простое и надежное решение

Запуск генератора — полностью механический процесс, не требующий электричества. Сбоку от устройства находится пусковое механизм, работающий по принципу, схожему с ручной гранатой. В нём находится подпружиненный ударник, который удерживается на месте чекой (небольшой шпилькой). Эта чека соединена тросом с системой блоков, ведущих к кислородным маскам. Когда в салоне падает давление, маски автоматически выпадают из своих ниш. Пассажиру необходимо лишь потянуть маску на себя, чтобы надеть её. Это движение через систему тросов выдергивает чеку, ударник бьет по воспламенителю и запускает химическую реакцию в генераторе. Таким образом, сам акт надевания маски инициирует подачу кислорода.
Обратите внимание: Ответ на пост «Почему грузовые дирижабли не стали коммерчески успешны?».
Кислород для экипажа и дополнительные средства
Кислородные маски установлены не только для пассажиров. Аналогичные химические генераторы размещены над рабочими местами бортпроводников и в туалетах — их можно заметить по характерным прямоугольным панелям в потолке. Однако для экипажа, особенно для пилотов, предусмотрена более сложная и долговременная система. В кабине пилотов Boeing 737 используется отдельный кислородный баллон, который подает чистый кислород через специальные маски. Это позволяет экипажу сохранять работоспособность и контролировать ситуацию в течение более длительного времени, что критически важно для безопасности полета.

Кроме стационарных систем, на борту имеются и переносные кислородные баллоны. Они предназначены для оказания индивидуальной помощи, если у кого-то из пассажиров внезапно возникнут проблемы с дыханием, не связанные с разгерметизацией. Такие баллоны, оснащенные масками и плечевыми ремнями для удобства переноски, обычно хранятся попарно в передней части салона.

Основной кислородный баллон для экипажа расположен в переднем багажном отсеке, сразу за защитной сеткой. Это место выбрано для обеспечения безопасности и удобства обслуживания.

Вся эта многоуровневая система — результат тщательных инженерных расчетов, направленных на одну цель: обеспечить дыхание всем находящимся на борту в случае чрезвычайной ситуации. После посадки самолета, где произошла активация масок, техническим службам предстоит серьезная работа: необходимо заменить все использованные химические генераторы, перезарядить переносные баллоны и привести систему в полную готовность к следующему полету.
Технологии АвиацияСамолетыГражданская авиацияОтветить на пост Longpost 4 Emotions
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ответ на пост «Посмотрим что висит над головой пассажиров, как устроена сервисная панель пассажиров самолета Boeing».