«Но 76-мм пушка была, конечно, слабая

Михаил Михайлович Котлов, как и многие его сверстники, еще в школе мечтал стать летчиком. Точнее, не школы, а действующий факультет в институте механизации сельского хозяйства в Саратове. Вместе с друзьями он переехал туда из школы, потому что там платили стипендии. Ведь жили тогда совсем бедно.

Летчиков учили рядом - в Энгельсе. Но медкомиссия Котлову отказала: поступить и осуществить мечту не удалось.

Поступил в институт механизации сельского хозяйства. В том роковом 1941 году он как раз сдал сессию. Решил сделать фото на память. Я пошла в фотостудию, отстояла очередь. В этой очереди по радио я узнал, что началась война.

В первую очередь все студенты собрались в комитете комсомольского отделения. Они были разделены на взводы. Стали преподавать воинские уставы и муштру.

Затем - в июле и августе - работали в колхозах во время уборки урожая.

После этого по направлению военкомата Котлов приехал в город Казань на курсы повышения квалификации военно-технических кадров. Они проходили в одном учебном комплексе на берегу озера Кабан, который в начале 1930-х годов был сдан немцам в аренду.

По окончании курсов Котлов был направлен не на фронт, а в родной город, во второе Саратовское танковое училище - преподавателем по подготовке техников по ремонту танков.

Ранее этих специалистов называли воентехником 1-го ранга, воентехником 2-го ранга. А потом придумали двойное звание - техник-лейтенант, старший техник-лейтенант и так далее.

В апреле 1942 года Котлова отправили в резерв Главного автобронетанкового управления. Он располагался в Челябинске, на Челябинском тракторном заводе.

Михаил Михайлович работал на сборке танков Т-34. На фронт попал ближе к зиме 1942-1943 гг. - в районе Сталинграда, где тогда нужно было провести окружение группы Паулюса. Они прибыли для усиления одного из «дырявых» участков фронта в Волго-Донской степи.

Котлов М.М. Изображения в открытом доступе.

В пути их поезд днем ​​и ночью бомбили, но, к счастью, не пострадали. На той части фронта, которую они удерживали, боевые действия вести нельзя было. Но в феврале 1943 года, уже на Донбассе, пришлось воевать уже «по полной программе».

Сватово, Старобельск (Ворошиловградская (Луганская) область), Красноармейск (Донецкая область) - там воевали. С трудом города и поселки были взяты из боя. К настоящему времени до Архангельовки (Харьковская область) прошло около 500 км боев - бригада осталась практически без танков и без людей. Было много убитых и раненых. В большинстве рот оставалось всего 1... 2... 3 годных танка.

А потерь среди ремонтников не было вовсе (а Михаил Михайлович был ремонтником).

"Сильная сторона Т-34 в том, что он легко ремонтируется. Хорошая взаимозаменяемость. То есть можно взять любую деталь, деталь от любого танка и свободно поставить на другой. Также - открытость, мобильность, маневренность. Но 76 мм пушка, конечно, была слабовата, только в 1944 году мы получили 85 мм пушки, - сказал ветеран.

Конечно, я думаю, он был взволнован, называя такое слабое орудие. В начале войны таких аналогов у немцев вообще не было... Но не будем уходить от рассказа ветерана.

Какой вред принесли мысли? Башня заклинивала из-за попаданий между башней и корпусом, а борт пробивался, топливные баки часто попадали в катки. Потери были в этих случаях. Дырки в цистернах заварили с помощью ремонтного инструмента, починили по мелочи - открутить, запаковать, заменить. Могли еще снять башню и поставить новую, снять двигатель.

Двигатель танка Т-34 снят в поле. Изображения в общественном достоянии.

Но запчастей всегда хватало, острого дефицита не было.

Кроме того, между боями техникам всегда выдавали машину, чтобы они могли осмотреть район последнего боя, проверить, нет ли подбитых танков, которые нельзя эвакуировать, и обязательно убрать части, которые можно было бы использовать на ремонт.

Поврежденные или неисправные танки, которые можно было отремонтировать (а их было большинство), ночью эвакуировали с поля боя. Специальных тягачей для этих целей не было: использовали один-два Т-34.

На борт танка всегда возили бревно для изготовления кранового устройства. В башню было вставлено бревно. Повесили лебедку и поменяли. В целом выход танка из строя зависел от типа боя.

Обратите внимание: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 12. Общее устройство танка а-34. Глава 4. 76,2-мм танковая пушка л-11.

Если бой наступательный, то, скорее всего, танки пострадали от вражеских снарядов.

Как правило, немногие танки выдерживали предусмотренные техническим регламентом 500 часов работы двигателя. В основном они были сожжены в боях.

На фронте вели себя хорошо, раздавали офицерскому пайку и по 100 гр.

«Мы были довольны водкой. Но все хорошо в меру и в нужное время. В Карпатах друг, который занимался доставкой топлива, заправкой, нашел где-то немецкие склады спирта. Мы пили. И восемь человек ослепли».

Изображения в общественном достоянии.

Пришло время, когда Михаилу Михайловичу пришлось идти в бой шофером. Ведь бывало, что механика потеряли, бригада была, а механика нет.

«Атака была ночью, ротой. Зима, темнота. Спереди только фонарик. Еду, а командир говорит: направо, налево. Он даже ногой меня по спине стучит — дирижирует. Я столкнулся с чем-то подобным, что-то визжало под гусеницами и днищем. Посмотрел в зияющий люк - оказалось, что врезался в немецкую пушку. Итак - поменялись местами и сели. С нашей стороны движения вперед не было. А еще был эпизод, когда мне пришлось атаковать вместо водителя. В остальное время мне приходилось просто заниматься ремонтом».

Уже на Курской дуге 13-я бригада, в которой служил Котлов, сбросила десять английских валентинок. Но они быстро ушли. Насчет ремонта «Валентайнов» Котлов ничего сказать не мог: ни к одному из них он не приложил руки. Они сразу же сгорели без возможности восстановления. Они были заброшены и даже не пытались их восстановить.

"Об этих танках были разные мнения. По комфорту танки хороши. Двигатель работает тихо - положи руку на борт и не слышно. Так что внутри все ровно, все красиво сделано. Они даже нашла там одежду.Больше всего не понравились гусеницы - худенькие, говорит Михаил Михайлович.

Немецкие самолеты-разведчики Focke-Wulf Fw-189 («Рамки») до 1944 г часто появлялись, отслеживая передвижение войск. Их появление сопровождалось бомбежками или обстрелами. Особенно когда они были под Львовом - там немцы огня не жалели.

подбитый танк Валентайн. Изображения в общественном достоянии.

Война для Михаила Котлова закончилась осенью 1944 года. Он был в числе трех офицеров, направленных на учебу в Академию бронетанковых войск. Он почти дошел до границы со Словакией в Карпатах.

Командиром 13-й танковой бригады, где Михаилу Михайловичу довелось добираться от Сталинграда до Карпат, был полковник Бауков Леонид Иванович: «хороший командир и человек хорошие ходы. И команда любила его».

Еще Котлов вспомнил, что у них в бригаде был сын полка: мальчик Миша, 14 лет, исполнял обязанности посыльного - конверт отнести, принести. Награжден медалью «За боевые заслуги». Леонид Иванович представил его к этой награде. Тогда они связались с его родственниками и отправили его к ним. Какое-то время в бригаде с ним переписывались.

А сам Котлов в 1944 году был награжден орденом Красной Звезды. В составе сводного полка Академии танковых войск он участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади.

Спасибо за прочтение! Ставьте лайк, пишите что думаете в комментариях! Канал «Две войны» в Pulse, Telegram и ✅YouTube.

Как вы думаете, насколько хороши были 76-мм орудия?

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Но 76-мм пушка была, конечно, слабая.