Плоские пятна на спутнике Сатурна могут быть следами древних озер

Начиная с 2000 года, астрономы с помощью радиотелескопов с Земли ловили необычайно сильные радиосигналы с экватора Титана, спутника Сатурна.

Такие сигналы, называемые в физике отражениями, появляются, когда электромагнитные волны отскакивают от плоской поверхности под тем же углом, под которым они к ней прилетели, как свет от зеркала.

Самое простое объяснение ― огромные озера жидкости в районе экватора. И действительно, когда в 2004 году к Сатурну подлетел аппарат Кассини, он засек на Титане озера и моря, наполненные этаном и метаном.

По сей день Титан остается единственным местом за пределами Земли, где мы точно засекли жидкость на поверхности, рассказывает планетолог Джейсон Хофгартнер из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Плоские пятна на спутнике Сатурна могут быть следами древних озер

Вот только... озера и моря станция Кассини засекла у полюсов, а не на экваторе. Экватор же у Титана на удивление сухой.

Чтобы разобраться с этим несовпадением Хофгартнер и его коллеги пересмотрели данные, собранные обсерваторией Аресибо (Пуэрто Рико), обсерваторией Грин-Бэнк (Западная Виргиния), США) и аппаратом Кассини.

Ученые обнаружили, что необычные отражения все исходят от одной конкретной точки. Рассмотрев несколько гипотез ― дождь, дюны, высохшие донья озер – они пришли к выводу, что лишь донья озер объясняют время и источник сигналов. На Титане действительно порой идет дождь, но не настолько часто, а все дюны находятся в других регионах спутника.

А вот в тех областях, откуда идут отражения, на поверхности видны высохшие озера, совсем как те, что ученые видят у полюсов.

«Выводы убедительные», ― прокомментировала планетолог Элизабет Тёртл из Лаборатории прикладной физики при Университете Джонса Хопкинса.

Тёртл не участвовала в этом исследовании, но является ответственным исполнителем миссии Dragonfly, в рамках которой в 2034 году к Титану отправится исследовательский аппарат-дрон.

Другой вопрос в том, почему эти озера высохли? Возможно, они испарились под действием лучей солнца. Или же все это результат цикла метана на Титане.

Научная статья была опубликована в Nature Communications. DOI:10.1038/s41467-020-16663-1