Ученые объяснили исчезновение знаменитой планеты

В 2014 году пропала планета. Далекий мир Fomalhaut b, расположенный в 25 световых годах от Земли, был одной из первых планет, найденных в видимом диапазоне телескопом Хаббл. Впервые экзопланету заметили в 2004 и 2006 годах. Через десять лет она пропала.

Что с ней случилось? В новой работе, опубликованной в сайте PNAS, ученые предложили возможное объяснение.

Ученые объяснили исчезновение знаменитой планеты

По предположениям авторов, Fomalhaut b могла быть не планетой, а огромным облаком ледяных обломков, образовавшимся после мощного столкновения двух крупных фрагментов.

В рамках исследования ученые просмотрели почти 20 лет архивных данных Хаббла. Оказалось, что Fomalhaut b становилась все тусклее и тусклее, пока совсем не исчезла. С помощью компьютерного моделирования авторы вычислили, что такой объект — облако, как они предполагают — мог появиться после столкновения двух ледяных тел, каждое диаметром около 200 километров.

Если это действительно было столкновение, то оно, скорее всего, произошло в ледяном кольце обломков наподобие нашего пояса Койпера. Причем незадолго до того, как Хаббл сделал первый снимок, ведь расширяющееся облако осколков на тот момент должно было быть достаточно плотным, чтобы в видимом диапазоне мы приняли его за планету. А к 2014 году облако вполне могло достаточно расшириться и пропасть с наших радаров.

Такая теория позволяет объяснить и необычное поведение Fomalhaut b. В частности, необычную яркость “планеты”, которая и позволила Хабблу ее засечь. А также отсутствие излучения в инфракрасном диапазоне — это бы означало, что планета чрезвычайно холодная, что очень необычно для молодой планеты.

В общем, Fomalhaut b представляет еще больший интерес, чем прежде. Астрономы продолжат наблюдать за всей системой.

—