
Изображение сгенерировано нейросетью ideogram
Сегодня заправить автомобиль на заправочной станции — обыденность. Но представьте, что аналогичную услугу можно получить на околоземной орбите. Речь идёт о дозаправке спутников — концепции, способной кардинально изменить подход к космическим миссиям, сделав их более долговечными, экономичными и экологичными.
Эта технология обещает продлить срок службы орбитальных аппаратов, резко сократить объёмы космического мусора и заложить основы для устойчивого развития космической деятельности, открывая путь к долгосрочным исследовательским и коммерческим проектам.
Смена парадигмы: от утилизации к обслуживанию
Ключевая идея заключается в переходе от одноразового использования спутников к их регулярному техобслуживанию прямо в космосе. Успешная реализация дозаправки приведёт к нескольким фундаментальным изменениям:
Сокращение космического мусора. Вместо превращения в обломки на орбите, отработавшие свой ресурс аппараты смогут получить новую жизнь.
Повышение рентабельности запусков. Каждый выведенный на орбиту спутник будет приносить пользу гораздо дольше, увеличивая отдачу от инвестиций.
Расширение горизонтов планирования. Появятся возможности для реализации миссий, рассчитанных на десятилетия, что особенно важно для глубокого изучения дальнего космоса.
Таким образом, отрасль движется от модели «одноразового космоса» к созданию «устойчивой космической инфраструктуры».
Технологические вызовы на пути к орбитальным АЗС
Хотя сама концепция кажется логичной, её техническое воплощение сопряжено с колоссальными сложностями, обусловленными спецификой космического пространства:
Сверхточная навигация и сближение. Необходимо обеспечить безопасное сближение двух объектов, движущихся со скоростью около 7.5 км/с, и их мягкую стыковку.
Роботизированные системы высокой точности. Манипуляторы должны выполнять ювелирно точные операции в условиях невесомости, без риска повредить обслуживаемый аппарат.
Отсутствие стандартизации. Большинство существующих спутников не оборудованы унифицированными портами или визуальными метками для стыковки, что усложняет автоматизацию процесса.
Несмотря на трудности, прогресс уже есть. NASA успешно провело серию экспериментов по роботизированной дозаправке (Robotic Refueling Mission) на МКС. Китай также активно тестирует свои технологии, о чём свидетельствуют миссии спутников «Шицзянь-21» и «Шицзянь-25».

Изображение сгенерировано нейросетью ideogram
Два подхода к созданию космических сервисных станций
В настоящее время в отрасли сформировались два основных направления развития технологии дозаправки:
Стационарные орбитальные порты (Arkisys). По аналогии с морскими гаванями, эти модули будут служить стационарными пунктами, куда спутники смогут причаливать для пополнения запасов топлива, ремонта или модернизации.
Мобильные заправщики (Orbit Fab, Astroscale). Это специализированные космические аппараты-роботы, которые будут самостоятельно перемещаться между клиентами на орбите, выполняя роль летающих АЗС.
Краеугольным камнем всей системы является разработка универсального стыковочного интерфейса. Система RAFTI (Rapidly Attachable Fluid Transfer Interface) от компании Orbit Fab — один из ключевых кандидатов на роль такого стандарта. Её широкое внедрение может сделать процесс заправки спутников столь же рутинным, как зарядка современного электромобиля.
«Orbit Fab взяла на себя инициативу по разработке критически важной технологии для дозаправки, а именно заправочного насоса и крана!
Обратите внимание: Съёмка спутников на Nikon D3100.
Их система RAFTI — передовая, и её планируется испытать в ходе миссии, которая состоится в течение следующих двух лет, чтобы подтвердить её работоспособность на орбите. Arkisys Port также изучает возможности дозаправочных «интерфейсов» Orbit Fab, как их называют, и некоторых других для нашей первой миссии» — сказал генеральный директор Arkisys Дэйв Барнхарт.Экономическая целесообразность и экологические выгоды
Экономика дозаправки не универсальна. Для небольших и дешёвых спутников (кубсатов) зачастую выгоднее запустить замену, чем организовывать сложную и дорогую сервисную миссию. Однако для крупных, дорогостоящих аппаратов — телекоммуникационных, научных или военных — продление срока службы путём дозаправки сулит многомиллионную экономию.
Осознавая эти преимущества, Европейское космическое агентство (ЕКА) поставило амбициозную цель: к 2035 году все новые спутники должны быть совместимы с технологиями обслуживания на орбите. Этот шаг направлен на кардинальное снижение темпов образования нового космического мусора.

Изображение сгенерировано нейросетью ideogram
Будущее: от одноразовых аппаратов к космической инфраструктуре
Внедрение технологий дозаправки и обслуживания знаменует переход к новой эре — эре «космоса как услуги». Вместо того чтобы бесконечно захламлять околоземное пространство отработавшими аппаратами, человечество получит возможность создавать и поддерживать долговременную орбитальную инфраструктуру.

Космический мусор. Фото с сайта space.com
Спутники будущего смогут не только заправляться, но и ремонтироваться, обновлять своё оборудование и адаптироваться под новые задачи прямо на орбите. Это откроет путь к более сложным и амбициозным проектам, включая лунные базы и миссии к дальним планетам.
Уже через 10–15 лет космические заправки могут стать такой же неотъемлемой частью космической логистики, как сегодня сети АЗС для автомобильного транспорта на Земле.
Больше интересной информации про источники энергии и энергетику в телеграм-канале ЭнергетикУм
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Дозаправка спутников в космосе: как «космические заправки» меняют будущее орбит.