Бывший глава NASA, а ныне лоббист интересов Boeing, оказался в центре скандала вокруг американской лунной программы.
Слушания в сенате и их истинные цели
3 сентября в Сенате США состоялись ключевые слушания, посвящённые программе Artemis и растущей угрозе отставания от Китая в новой лунной гонке. Обсуждение выявило серьёзные проблемы, ставящие под сомнение реалистичность планов по высадке астронавтов на Луну к 2027 году. В прессе сразу же появились громкие заявления о том, что причиной возможного поражения станет Starship компании SpaceX, однако реальная картина, как всегда, оказалась значительно сложнее и связана с бюрократией и лоббизмом.

Кто критикует Starship и почему
Состав делегации, выступавшей на слушаниях, красноречиво говорит о её заинтересованности:
- Джим Брайденстайн: бывший администратор NASA, при котором в рамках конкурса был выбран Starship в качестве лунного посадочного модуля (HLS). Сейчас он курирует государственные проекты в United Launch Alliance (ULA — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin) и активно продвигает интересы Boeing.
- Аллен Катлер: генеральный директор Coalition for Deep Space Exploration — организации, лоббирующей интересы проектов «старого космоса»: сверхтяжёлой ракеты SLS, корабля Orion и лунной орбитальной станции Gateway.

- Майк Голд: руководитель Redwire Corporation, ключевого подрядчика по созданию критически важных узлов для станции Gateway, а также других государственных и коммерческих космических аппаратов.

- Джон Шоу: отставной генерал-лейтенант Космических сил США, ныне работающий в Sierra Space и совете директоров Stoke Space, компаний, также связанных с оборонными заказами.
Таким образом, критика исходила от лиц, напрямую заинтересованных в продвижении традиционных, «унаследованных» программ с многомиллиардным бюджетом.
Деньги, задержки и двойные стандарты
Важным контекстом слушаний стало недавнее решение о дополнительном финансировании ключевых элементов Artemis — Orion, SLS и Gateway — на сумму $6.8 миллиарда. Эти средства, по заявлению, должны ускорить работы, хотя проекты и так страдают от хронических задержек и перерасхода бюджета.
Джим Брайденстайн, когда-то выступавший за коммерческие альтернативы, теперь заявляет, что архитектура Starship HLS, требующая многократной дозаправки на орбите, является «слишком рискованной» и её выбор был ошибкой. При этом он умалчивает, что сам участвовал в этом решении, будучи главой NASA.
Критики из делегации полностью игнорируют фундаментальные проблемы собственных проектов: многолетние задержки SLS и Orion (первый полёт с экипажем перенесён на 2026 год, хотя планировался на 2016-й) и строительство станции Gateway, которая не является обязательной для первой высадки. Запуск Gateway также отстаёт от графика на годы.
Стратегический тупик и китайский вызов
Пока США делают ставку на орбитальную станцию Gateway, Китай планирует строить базу непосредственно на поверхности Луны. Как метко заметил журналист Эрик Бергер, с Gateway будет «удобнее наблюдать» за успехами конкурентов.
Делегация признаёт, что для победы в гонке «что-то должно поменяться», но подразумевает изменения не в Вашингтоне, где принимаются спорные решения, а в инженерных подходах конкурентов. Итог слушаний подводит к простому выводу: если США проиграют лунную гонку, причина будет крыться не в космосе, а в земных кабинетах, переполненных бюрократией и конфликтом интересов.
📸 Полная запись слушаний продолжительностью 2 часа доступна по ссылке — https://www.youtube.com/live/UYRgrw_oPWw
via
Больше интересных статей здесь: Космос.
Источник статьи: Что общего между Boeing и газировкой Mountain Dew?.