Секреты астрофотографии: как снять комету, галактику и звёздный лес

Съёмка ночного пейзажа со звёздами, а тем более с кометой, — это настоящий вызов для фотографа. Основная сложность заключается в том, чтобы выделить слабый свет хвоста кометы на фоне засветки неба. Когда я попытался усилить яркость хвоста на снимке, автоматически повысилась и яркость фоновой засветки, из-за чего комета могла быть принята за артефакт или «зелёные сопли» на изображении.

Математика против засветки

Я нашёл решение этой проблемы. Засветка от городского или лунного света обычно представляет собой плавный градиент — она желтее и ярче у горизонта и постепенно сходит на нет к зениту. Специальные программы для астрофотографии могут проанализировать снимок, вычислить этот градиент, игнорируя при этом звёзды, галактики и саму комету. Затем рассчитанный градиент «вычитается» из исходного кадра. В результате мы получаем изображение, на котором засветка практически устранена, а космические объекты чётко видны. Именно на таком «очищенном» кадре можно безопасно усилить хвост кометы, не боясь усилить и шум.

Обратите внимание: Комета a1 (Leonard) ярче 7m, скоро пройдёт у зв. скопления м3.

После обработки космических объектов, рассчитанный градиент засветки можно аккуратно вернуть обратно в изображение. Это позволяет сохранить естественный вид неба у горизонта, сделав итоговую фотографию максимально реалистичной и соответствующей тому, что видел человеческий глаз.

Почему одного кадра никогда недостаточно

Ключевой момент в астрофотографии — невозможно получить детализированное изображение с одного снимка. Ценный сигнал от далёких звёзд и туманностей тонет в цифровом шуме и зернистости матрицы. Поэтому фотографы делают десятки, а то и сотни одинаковых кадров. Специальные программы, такие как DeepSkyStacker, Sequator или Siril, накладывают эти кадры друг на друга, усредняя шум и усиливая полезный сигнал. Только такое «стекло» из множества кадров пригодно для серьёзной обработки.

Для таких съёмок необходима экваториальная монтировка — устройство, которое компенсирует вращение Земли, поворачивая камеру вслед за звёздами. В моём случае это была монтировка Sky-Watcher Star Adventurer. Оборудование: камера Canon 60D и светосильный объектив Samyang 35 mm f/1.4.

Отдельный мир — земной пейзаж

Важный нюанс: при съёмке на монтировке звёзды остаются точками, но земной пейзаж, неподвижный относительно камеры, получается смазанным. Поэтому передний план — лес, горы, деревья — всегда фотографируется отдельно, с короткой выдержкой и без слежения. Позже этот чёткий кадр пейзажа совмещается со «звёздным» стеклом в графическом редакторе.

Все эти сложные манипуляции — многочасовые съёмки в ночи, кропотливая работа за компьютером, «танцы с бубном» вокруг программ — имеют одну цель: приоткрыть завесу над космическими тайнами и показать ту красоту Вселенной, которая невидима невооружённому глазу. И, поверьте, результат стоит всех приложенных усилий.

[моё] Астрономическая фотография Космос Галактика Комета Звездный лес Длинный столб 5

Больше интересных статей здесь: Космос.

Источник статьи: Комета Понса-Брукса, галактика Андромеды и дремучий-дремучий лес.