Становление и развитие советского танкостроения: от первых машин до Великой Отечественной войны

Начальный этап: Гражданская война и первые шаги

До революции 1917 года в русской армии танков не существовало. Основу её броневых сил составляли 13 автобронедивизионов, несколько самокатных подразделений и 7 бронепоездов. Ситуация начала меняться в ходе Гражданской войны. Красная Армия, начиная с 1919 года, захватывала трофейные танки, в основном английского и французского производства. Их ремонтировали и использовали в боях против белогвардейцев и интервентов. Параллельно на заводах Советской России с 1918 по 1921 год было произведено более 75 бронепоездов и 280 бронеавтомобилей, что заложило основу для будущего развития бронетанковой техники.

Первый советский танк: «Борец за свободу тов. Ленин»

Отечественное танкостроение зародилось в тяжелейших условиях Гражданской войны. По личному заданию В. И. Ленина коллектив Сормовского завода в Нижнем Новгороде, преодолевая огромные трудности, сумел создать партию из 15 легких танков, взяв за основу трофейный французский Renault FT-17. Первая машина, сошедшая с конвейера 31 августа 1920 года, получила символичное имя «Борец за свободу тов. Ленин». Этот танк уже обладал ключевыми чертами классической компоновки: вращающейся башней с пушечным вооружением, средним расположением боевого отделения и кормовым моторно-трансмиссионным отсеком. К концу войны в Красной Армии было сформировано более 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов, один из которых, укомплектованный советскими машинами, участвовал в параде на Красной площади в 1922 году.

Создание собственной школы танкостроения

К 1927 году бронетанковые силы РККА были ещё слабы и насчитывали лишь один танковый полк и шесть автобронедивизионов, вооруженных устаревшими иностранными машинами. Перелом наступил с началом работ в московском Техническом бюро под руководством инженера С. П. Шукалова. Здесь был разработан проект легкого танка Т-16, воплотивший первые оригинальные идеи советских конструкторов, такие как поперечное расположение силового агрегата. На его основе к 1927 году был создан и принят на вооружение первый массовый советский танк МС-1 (Т-18), известный как «малый сопровождения». Его серийное производство на заводе «Большевик» началось в 1929 году, ознаменовав переход от копирования к самостоятельному проектированию.

Индустриализация и формирование танкового парка

Курс на индустриализацию, принятый в конце 1920-х годов, дал мощный импульс развитию танкостроения как отдельной отрасли. Ключевую роль сыграло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от июля 1929 года, которое определило программу создания целого семейства бронетехники: от танкеток до тяжелых машин. На заводах были созданы специализированные конструкторские бюро, а в Ленинграде начал работу опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО) во главе с Н. В. Барыковым. В этот период в отрасль пришли будущие знаменитые конструкторы: А. А. Морозов, Н. А. Астров, М. И. Кошкин и другие.

В первой половине 1930-х годов была сформирована целостная система танкового вооружения, где каждая машина имела свою тактическую нишу. В серию пошли:

  • Танкетка Т-27 и малый плавающий Т-37 для разведки.
  • Легкий пехотный танк Т-26 (выпущено около 11 тыс. шт.) для непосредственной поддержки пехоты.
  • Легкий быстроходный танк БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7) на колесно-гусеничном ходу для глубоких рейдов.
  • Средний трехбашенный Т-28 и тяжелый пятибашенный Т-35 для прорыва укрепленных полос.

Конструктивные особенности и массовое производство

Танки этого периода отличались прогрессивными решениями. На Т-26, самом массовом довоенном танке, в конце 1930-х впервые в мире был опробован стабилизированный прицел для стрельбы с ходу. Танки БТ, оснащенные авиационными моторами, развивали на колесах скорость до 80 км/ч, что было выдающимся показателем. Тяжелые многобашенные Т-28 и Т-35, вооруженные 76-мм пушками, считались оружием качественного усиления. Благодаря развернутой производственной базе выпуск танков рос лавинообразно: с 170 машин в 1930 году до более 3,5 тысяч ежегодно в середине 1930-х.

Самоходная артиллерия: опережающие разработки

Параллельно с танками в СССР велись передовые работы по созданию самоходных артиллерийских установок (САУ). Уже в начале 1930-х годов под руководством талантливого конструктора П. Н. Сячинтова была фактически создана целая система самоходной артиллерии — от легких СУ-1 и АТ-1 для поддержки пехоты до тяжелых СУ-14 для разрушения укреплений. Эти машины отличались высокой степенью унификации с базовыми танками. К сожалению, после 1937 года многие перспективные работы по САУ были свернуты, и к началу Великой Отечественной войны Красная Армия вступила, практически не имея этого вида вооружения, что стало одной из причин первоначальных трудностей.

Таким образом, к концу 1930-х годов Советский Союз, начав практически с нуля, сумел создать мощную танкостроительную промышленность и сформировать самый многочисленный в мире танковый парк. Этот колоссальный опыт, накопленные кадры конструкторов и производственников стали фундаментом для создания в годы войны легендарных Т-34, КВ и ИС, которые внесли решающий вклад в победу.

Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: ТАНКИ СССР.