Первые трофейные немецкие танки в 1941 году: от полевого ремонта до организованного восстановления

Начало использования трофейной техники

Первые немецкие танки, захваченные Красной армией, начали применяться буквально с первых дней Великой Отечественной войны. Это стало вынужденной и оперативной мерой в условиях острой нехватки собственной бронетехники.

Первые опыты: статичные огневые точки

Одним из характерных примеров раннего использования трофеев стали действия 34-й танковой дивизии в конце июня 1941 года. В ходе боёв 28-29 июня бойцам удалось захватить 12 повреждённых немецких танков. Из-за невозможности быстрого ремонта и отсутствия запчастей эти машины использовали не по прямому назначению — они превратились в стационарные огневые точки, ведущие огонь с места. Однако активному применению трофейных танков в манёвренных боях мешала динамика отступления первых месяцев войны.

Попытки ремонта в полевых условиях

Несмотря на трудности, трофейная техника продолжала захватываться. Уже в августе, 13 числа, в ходе обороны Одессы было подбито 12 вражеских танков, три из которых эвакуировали для попытки восстановления. Это позволяет считать защитников Одессы одними из пионеров в ремонте немецкой бронетехники. Скорее всего, полноценно отремонтировать все три машины не удалось. На практике их, вероятно, использовали как «доноров»: разбирали на запчасти, чтобы собрать хотя бы одну боеспособную единицу.

Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..

Ремонт на морозе: впечатления очевидца

Более-менее систематический ремонт трофейной техники начался осенью и зимой 1941 года. Работы часто велись в спартанских условиях, прямо под открытым небом. Американский журналист Ларри Лезер, находившийся на фронте в составе 20-й армии генерала А.А. Власова, с удивлением наблюдал, как несколько красноармейцев на лютом морозе разбирали двигатель немецкого танка. Он отметил, что эту сложную работу выполняли бывшие крестьяне, чья смекалка и упорство заменяли специальное образование и тёплые мастерские.

Организация системного ремонта и эвакуации

Массовая отправка трофейной техники в тыл для восстановления началась в декабре 1941 года. Например, части 5-й армии Западного фронта с декабря 1941 по апрель 1942 года отправили на ремонтные базы 411 единиц захваченной техники. Однако даже при таком масштабе удавалось восстановить не более десятой части — сказывалась острая нехватка оригинальных запчастей и колоссальная загрузка ремонтных служб. Для упорядочения этого процесса в конце 1941 года в Автобронетанковом управлении Красной армии был создан специальный отдел, отвечавший за эвакуацию, ремонт и сбор трофеев. А в начале 1942 года появился первый официальный регламент по восстановлению трофейной бронетехники, что положило начало более организованной работе.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как русские ремонтировали первые трофейные немецкие танки в боях 41-го года? От нехватки деталей до битв на сломанных танках.