Тяжелый танк ИС-3, также известный под заводским индексом «Объект 703», представляет собой уникальную боевую машину, созданную советскими конструкторами в заключительный период Великой Отечественной войны. Его серийное производство стартовало буквально в последние дни войны, поэтому он не успел принять непосредственное участие в боевых действиях против нацистской Германии. Именно по этой причине ИС-3 часто рассматривают не как военный, а как один из первых послевоенных танков СССР, ставший символом мощи Красной Армии в начале новой исторической эпохи.
Происхождение и прозвище
Аббревиатура «ИС» расшифровывается как «Иосиф Сталин» — это официальное обозначение целой серии советских тяжелых танков, выпускавшихся с 1943 по 1953 год. Цифра «3» указывает на то, что это третья по счету серийная модель в данном семействе. Танк получил широко известное и образное прозвище «Щука» из-за характерной, сильно скошенной формы верхней лобовой брони корпуса, которая напоминала нос хищной рыбы и обеспечивала повышенную защиту за счет рикошета снарядов.
Внутреннее устройство и компоновка
Давайте заглянем внутрь этой легендарной машины и рассмотрим, как было организовано рабочее пространство для экипажа.
Первое, что может удивить неподготовленного зрителя — это наличие лесенки внутри башни. Конечно, это не элемент комфорта вроде вытяжки или складного сиденья. Ее практическое назначение — обеспечить быстрый и безопасный выход экипажа через верхние люки в экстренной ситуации. Как отмечают специалисты, внутри танка достаточно других выступов и деталей, за которые можно ухватиться, но специальная лестница значительно упрощала эту процедуру.
Основное внутреннее пространство башни занимает мощное 122-мм орудие Д-25Т и боекомплект к нему. Компоновка была продумана для эффективной работы заряжающего: снаряды размещались на верхних стеллажах, а пороховые заряды (гильзы) — внизу. Боекомплект был распределен по всему доступному объему боевого отделения, буквально в каждом свободном углу.
Обратите внимание: Интересные Факты об танках и истории.
Общее количество составляло 28 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и гильза). На первый взгляд это может показаться небольшим, но для тяжелого танка того времени это был стандартный показатель. Также интересно расположение ящиков с инструментами и запасными частями, которые были грамотно вписаны в конструкцию.Вооружение и средства наблюдения
Для наведения орудия на ИС-3 впервые в советском танкостроении стали массово применяться современные телескопические прицелы ТПК-1. Они позволяли вести прицельный огонь на дистанции до 5000 метров, что было выдающимся показателем для середины 1940-х годов. Скорострельность орудия в среднем составляла около 2 выстрелов в минуту, однако хорошо слаженный и тренированный экипаж мог увеличить этот темп до 3 выстрелов.
Боекомплект был сбалансирован и включал в себя 18 осколочно-фугасных снарядов для борьбы с пехотой и укреплениями и 10 бронебойных для уничтожения вражеской бронетехники. Важным нововведением стала цветовая маркировка снарядов, призванная облегчить и ускорить работу заряжающего в stressful условиях боя. Бронебойные снаряды окрашивались в черный цвет, а все остальные (осколочно-фугасные) — в серо-стальной.
Историческая роль и боевой путь
Первые серийные ИС-3 сошли с конвейера в мае 1945 года, и на поля сражений Второй мировой они уже не попали. Однако его триумфальное появление состоялось очень скоро. 7 сентября 1945 года эти грозные машины прошли по улицам Берлина на параде союзных войск, произведя ошеломляющее впечатление на западных военных наблюдателей и став одним из первых символов начинающейся «холодной войны».
Удивительно, но боевая история ИС-3 растянулась на многие десятилетия. Последний документально зафиксированный случай его боевого применения датирован 2014 годом во время конфликта на востоке Украины. Танк, долгие годы стоявший на постаменте в качестве памятника в Константиновке, был восстановлен до рабочего состояния и использовался как импровизированная бронемашина. Конечно, из-за отсутствия подходящих боеприпасов стрелять из его главного калибра было невозможно, но два установленных крупнокалиберных пулемета (ДШК и НСВ) в сочетании с мощной броней делали его грозным укрепленным пунктом.
Производство и дальнейшая судьба
Несмотря на относительно короткий период серийного выпуска — с 1945 по 1946 год — промышленность СССР успела изготовить 2311 единиц ИС-3 и его модификаций. На его базе велись перспективные разработки, такие как тяжелая самоходная артиллерийская установка «Объект 704» (ИСУ-152 образца 1945 года), однако этот проект так и не вышел из стадии прототипа.
ИС-3, будучи машиной, созданной в большой спешке на излете войны, обладал рядом конструктивных недостатков и «детских болезней», в первую очередь связанных с надежностью трансмиссии и ходовой части. Все выпущенные танки прошли через программы модернизации, но полностью удовлетворить требованиям военных к эксплуатационным качествам так и не удалось. В итоге командование и конструкторы пришли к выводу, что проще и эффективнее сосредоточиться на создании принципиально новых моделей, чем бесконечно дорабатывать имеющуюся. Это решение привело к снятию ИС-3 с производства уже в середине 1946 года и началу работ над более совершенными тяжелыми танками следующего поколения.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Что находится внутри советского тяжелого танка ИС-3?.