Худшие танки Второй мировой войны: неудачные проекты и конструкторские провалы

Введение: Обратная сторона медали

В то время как лучшие танки эпохи часто становятся героями дискуссий и символом технологического прогресса, существует и другая, менее приятная сторона истории. Некоторые боевые машины были созданы с такими фатальными недостатками, что их единственная ценность — служить наглядным примером конструкторских ошибок. Эта статья посвящена именно таким образцам бронетехники — проектам, которые оказались бесполезными, ненадежными или откровенно опасными для собственных экипажей.

10. Type 95 Ha-Go: Легкий танк для легких противников

Японская армия во Второй мировой войне не могла похвастаться выдающимися достижениями в танкостроении. Её бронетанковые силы в основном состояли из легких машин, и Type 95 Ha-Go был типичным представителем этого класса. Этот танк создавался для борьбы с технически отсталыми силами, такими как китайские ополченцы, вооруженные зачастую лишь холодным оружием. Поэтому он получил тонкую броню и слабое, неточное орудие. Хотя машина была быстрой и адаптированной к тропикам, эти преимущества сводились на нет хроническими механическими неполадками и крайне ненадежным двигателем. Против ранних американских M3 «Стюарт» у «Ха-Го» еще были шансы, но с появлением в 1943 году средних танков M4 «Шерман» японский легкий танк стал практически беспомощным — его пушка не могла пробить броню «Шермана» даже в упор.

9. Matilda I: Тяжелая броня и пулеметное вооружение

Пехотный танк Mark I, более известный как Matilda I, был странным пережитком довоенных концепций. Его главным парадоксом стало сочетание довольно мощного для своего времени бронирования с абсолютно неадекватным вооружением — всего одним пулеметом. Это делало танк бесполезным против любой бронированной цели или укрепленной позиции. Конструкция была тесной, заставляя командира совмещать функции наводчика, заряжающего и радиста, а водитель был практически лишен обзора. Низкая скорость (около 13 км/ч) и уязвимая ходовая часть, выступавшая за габариты корпуса, завершали картину неудачной машины, которую было легко обездвижить.

8. Тяжелый танк КВ-2: Неуклюжий «бревномёт»

Советский КВ-2, с его огромной коробчатой башней и 152-мм гаубицей, выглядел устрашающе, но на поле боя часто оказывался легкой мишенью. Эта самоходная артиллерийская установка, созданная на базе танка КВ-1, страдала от целого ряда недостатков. Колоссальная башня сильно демаскировала машину, делала её высотной целью и ухудшала устойчивость. Орудие имело очень долгое время перезарядки, а размещение боеукладки в башне повышало уязвимость экипажа. Низкая подвижность и маневренность превращали КВ-2 в неповоротливую крепость, которую новые немецкие скорострельные пушки легко выводили из строя, пробивая броню.

7. Panzerkampfwagen Tiger Ausf. B (Тигр II): Чрезмерная инженерия в условиях кризиса

Если Tiger I был сложной, но грозной машиной, то его преемник, «Королевский Тигр», стал символом немецких проблем конца войны. Эта тяжелая машина страдала от конструктивных просчетов: двигатель и трансмиссия, унаследованные от более легких танков, не справлялись с массой в 70 тонн, что вело к постоянным поломкам. Танк был слишком тяжел для большинства мостов и слишком широк для железнодорожных платформ. Даже мощная наклонная броня имела изъян — из-за технологических проблем она была хрупкой и раскалывалась при попаданиях. Многие «Королевские Тигры» были брошены экипажами из-за поломок или нехватки топлива, а не уничтожены в бою. Это был танк, чьи проблемы вдвое превосходили достоинства его предшественника.

6. Т-26: Массовый, но беспомощный

К лету 1941 года Красная Армия располагала огромным парком из более чем 25 тысяч танков, но основу этой армады составлял устаревший легкий танк Т-26. Выпускавшийся с 1931 года, он изначально был двухбашенной пулеметной машиной, а позднее получил одну башню с 45-мм пушкой. Предназначенный для поддержки пехоты, Т-26 был тихоходным, имел малый запас хода и, что самое главное, — крайне слабое бронирование. Его броня толщиной 15-20 мм легко пробивалась не только пушками, но и крупнокалиберными противотанковыми ружьями вермахта. Практически все Т-26 были потеряны в первые месяцы войны, не оказав существенного влияния на ход боевых действий.

Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..

5. Jagdtiger: Неподвижная крепость

Немецкая самоходная артиллерийская установка «Ягдтигр» была настоящим монстром: 128-мм пушка могла уничтожать любые танки союзников на огромной дистанции, а лобовая броня была почти непробиваема. Однако эти достоинства нивелировались катастрофическими недостатками. Двигатель мощностью 700 л.с. был явно слаб для 75-тонной машины, что делало её чрезвычайно неповоротливой. Отсутствие вращающейся башни и плохая обзорность превращали САУ в уязвимую цель при фланговых атаках. Колоссальная масса ограничивала проходимость, а ненадежная ходовая часть постоянно ломалась. Большинство «Ягдтигров» были уничтожены или брошены своими экипажами из-за механических поломок, а не в результате вражеского огня.

4. A13 Covenanter: Британский кошмар

Британский крейсерский танк Covenanter должен был стать новым словом в бронетанковых войсках, но вместо этого вошел в историю как одна из худших машин. Его компактный двигатель постоянно перегревался, а тонкая наклонная броня не обеспечивала достаточной защиты. В попытках упростить производство надежную сварную башню заменили на клепаную, осколки которой при попадании превращались в смертоносные вторичные снаряды внутри боевого отделения. Самым же абсурдным недостатком стал ненадежный запорный механизм люка командира: при резкой остановке танка люк мог внезапно съехать назад и буквально снести голову командиру. Из-за этих фатальных проблем Covenanter так и не был отправлен на фронт, оставшись служить учебной машиной в Великобритании.

3. Советский Т-35: Пятибашенный гигант-неудачник

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35 был воплощением идеи «сухопутного линкора», способного вести огонь во всех направлениях. На бумаге он выглядел грозно: 76-мм пушка, две 45-мм пушки, несколько пулеметов и экипаж из 10 человек. Однако на практике эта 55-тонная махина оказалась полным провалом. Командир физически не мог эффективно управлять огнем пяти башен. Слабая броня (20-30 мм) пробивалась даже крупнокалиберными пулями, а огромные размеры делали танк идеальной мишенью. Низкая скорость (8-10 км/ч по пересеченной местности) и крайняя ненадежность ходовой части завершали картину. Большинство Т-35 были потеряны в первые недели войны, даже не вступив в бой, сломавшись на марше.

2. LT vz.33: Чехословацкая ошибка

Чехословацкий легкий танк LT vz.33 — это пример того, как плохая идея может быть реализована в металле. Конструкция была скопирована с британского танкетки Carden-Lloyd, которая изначально создавалась лишь как тягач или разведывательная машина. Попытка превратить её в полноценный боевой танк провалилась. LT vz.33 был тесным, имел ужасный обзор для экипажа, слабое вооружение (два пулемета) и практически отсутствующее бронирование. Шум двигателя внутри корпуса делал communication между членами экипажа почти невозможной. Эти машины использовались лишь для подавления партизан и не сыграли никакой роли в крупных сражениях.

1. Bob Semple Tank: Трактор в стальных доспехах

Абсолютным лидером этого антирейтинга по праву считается новозеландский «танк» Боба Семпла. В условиях нехватки бронетехники и угрозы японского вторжения, министр общественных работ предложил гениальное в своей простоте решение: обшить обычный сельскохозяйственный трактор гофрированной сталью. Получившаяся «машина» была вооружена шестью ручными пулеметами Bren, размещенными в самых неожиданных местах — например, один наводчик должен был лежать на матрасе поверх двигателя. Бронирование было чисто символическим, эргономика отсутствовала, а боевая ценность стремилась к нулю. Танк Боба Семпла стал памятником отчаянию и народной смекалке, но как боевая единица был бы смертельной ловушкой для собственного экипажа.

Заключение

Представленные в этом обзоре машины наглядно демонстрируют, что путь танкостроения был усыпан не только триумфами, но и провалами. От японского «Ха-Го», созданного для колониальных войн, до гигантских и беспомощных многобашенных монстров и импровизированного трактора-танка — все они стали жертвами неверных тактических концепций, технологических ограничений или просто отчаяния. Примечательно, что в список сознательно не включены такие известные неудачные проекты, как немецкий «Маус» или французский FCM 2C, так как тема сверхтяжелых танков сама по себе заслуживает отдельного разговора. Эти десять машин служат напоминанием о том, что в войне важны не только толщина брони и калибр орудия, но и сбалансированность конструкции, надежность и соответствие реальным условиям боя.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Худшие танки ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.