Грязное Средневековье?

Какое там массовое представление о Средневековье? Кровавые войны, жестокие эпидемии, казни, невежество, вера в магию, религиозный фанатизм. В наше-то время такого нет, правда? Костры инквизиции, всюду грязь, беспредел и тирания. Ну, и так далее.

Разумеется, все эти представления возникли не на пустом месте, но еще с 19 века долго продолжался черный пиар Средневековья, который создал такие живучие штампы, что их крайне трудно разрушить.

Естественно, что Средневековье очень разное. Неевропейское Средневековье это не особый этап, а просто отрезок времени. Но и европейское Средневековье очень разное. Это тысяча лет 6 по 15 век. Первые пятьсот лет после падения Римской империи довольно похожи на массовое представление, а вот 11-15 века часто нет. Я расскажу об некоем усредненном западноевропейском Средневековье именно 11-15 века, расцвете и закате эпохи.

Миф:

Одно из самых популярных представлений о Средневековье - там никто не моется. Рыцари ходят и воняют, ведь они мылись только в день посвящения. Дамы тоже воняют, но более нежно, дамы все-таки. А к простолюдинам современному человеку можно было бы подойти только в костюме высшей биологической защиты.

Реальность

Да, средневековые люди мылись реже современных, хотя бы потому, что получить теплую воду было трудно. Надо было натаскать дров (которые стоят денег), воды, запариться с долгим и трудным процессом подогревания.

Но, несмотря на это, средневековые люди стремились мыться почаще. В богатых домах были умывальные лохани и бадьи, сельские жители регулярно купались в природных источниках. Если где-то были термальные воды, они сразу же становились популярны.

Средневековье представляется временем крайне зажатым и стыдливым, когда видеть наготу противоположного пола считалось чем-то крайне греховным. Действительно, церковь относилась ко всему телесному, тем более, связанному с сексом, очень подозрительно. Но жизнь людей часто отходила далеко от религиозного идеала.

Так, совместная помывка мужчин и женщин не считалась чем-то плохим. В средневековой литературе полно примеров, как женщины, включая и аристократок, помогают своим гостям мыться и вытираться, подают им необходимые предметы. То же самое делают и мужчины по отношению к дамам.

Королева Изольда готовит Тристану ванну, омывает его и умащает маслами. Герой поэмы 13 века подносит даме халат и стоит рядом при ее вытирании. Понятное дело, что перейти грань между гигиеной и эротикой в таких условиях легко. На гравюрах 15 века частый сюжет - милующиеся парочки в бадье, а рядом на столиках стоят вино и еда.

Купальни входят в моду в Высоком Средневековье не только в замках, но и в монастырях, и домах богатых горожан. Становится хорошим тоном предложить ванну гостю сразу после его приезда.

***

После крестовых походов рыцари привезли в Европу любовь к общественным баням. Собственно, и римская культура бань не исчезала совсем. Известно, что в Париже в конце 13 века было не меньше 26 общественных бань (на 100-150 тысяч населения).

По субботам по улицам городов ходили зазывалы в бани. Омовение рассматривалось как подготовка к воскресному богослужению, телесное очищение перед духовным. Трубит рог банщика и горожане и горожанки, раздевшись дома, голые идут по улицам в баню. Это не считалось неприличным.

Очень долго мужчины и женщины мылись вместе. В парные и купальни входят голые, в двухместных ваннах, как видно по изобразительным источникам, лежат вместе мужчины и женщины. Поперек такой ванны часто клали доску, на которой стояли фрукты и напитки.

В банях общались, ели, играли в игры, слушали музыку. Средневековая поговорка гласит: “Хочешь радости на весь день? Иди в баню”.

Горячие и целебные источники были крайне популярны. Папский секретарь Поджио описывает немецкий Баден начала 15 века как место, где можно полюбоваться на купающихся женщин и присоединиться к ним. Это делают и монахи со священниками.

Герб Бадена

«В эти простые бассейны кучей набиваются мужчины, женщины, юные мальчики и девочки, представляющие собой сборище местных простолюдинов. Ради пристойности помещения, предназначенные для каждого пола, разделены между собой деревянными перегородками, которые, надо сказать, ничуть не мешают видеть, как дряхлые старухи входят в воду вперемежку с молоденькими девушками, причем и те, и другие раздеты донага, позволяя всем вокруг лицезреть их груди, бедра и все остальное. Меня самого не раз приводило в отличное настроение подобное зрелище, напоминающее собой игры Флоры, причем в душе я мог лишь воздать хвалу простоте нравов, каковая присуща этим добрым людям, отнюдь не отводящим глаза от подобного зрелища и не видящим в таковом ничего предосудительного», пишет Поджио.

До поры до времени в банях, несмотря на совместное мытье мужчин и женщин, все обстояло относительно прилично. Но к 14 веку бани стали приобретать дурную славу. В банщицы стали идти профессиональные проститутки. Слова для обозначения тех и других становятся синонимами. “Растиральщицами” стали называть и массажистку, и секс-работницу. В бани пускали с любовниками.

«Если вам необходимо помыться, и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется?»

Церковь обрушивается с критикой бань. Они греховны и обнажением тела, и удовольствием от горячей воды, “разжигающей страсти”, и прямым развратом.

Обратите внимание: Когда началось Средневековье?.

Св. Августин призывает ходить в баню не чаще раза в месяц, отшельники и отшельницы вовсе не моются.

Но это официальная позиция церкви. На деле, и монахи, и священники ходят в бани и пользуются всеми услугами. Святые отцы нисколько не стесняются прибегать к помощи банщиц с “опциями”. Источник 1520-го года говорит, что монахам категорически запрещается развращать девственниц, но с “развратницами” возлечь и отдохнуть после баньки допустимо.

Городские власти тоже вроде бы борются с “рассадниками разврата”, но как-то без фанатизма. Бани приносят деньги в городскую казну. Если их запретить, бани уйдут в подполье, где их будет гораздо труднее контролировать. Выпускается предписание, что обслуживать женщин в банях могут только женщины, но обратного для мужчин оно не утверждает. Вводится раздельность мужских и женских бань, но она часто не соблюдается. Мужчины посещают бани как бордели, женщины как места, где можно уединиться с любовником. Про бани говорят, что “в них больше срама, чем в публичных домах”. Все же к концу Средневековья банные вольности очень урезаются.

Регулировались законом и другие стороны банного бытия. Старейший правовой сборник Германии «Саксонское зерцало», составленный в первой четверти XIII века, гласит: «Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения».

Шведский общегородской кодекс 1345 года предупреждает: «Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатить двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасет свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен».

Можно привести и выдержку из Валенсийских фуэрос — законов, действовавших в королевстве Валенсия с 1261 года, когда их установил король Хайме I, по 1707 год. В них, в частности, указывается, что «всякий, кто у женщины, которая будет мыться в бане, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов».

Банщики бывали сводниками, однако они занимались и другими, более полезными для общества делами. Средневековые врачи не занимались хирургией. А вот банщики-цирюльники (парикмахеры) как раз проводили операции, вправляли суставы, вскрывали нарывы, делали ампутации. Именно поэтому их профессия считалась “нечистой”, так как имела дело с кровью, больным человеческим телом и трупами. Но мало-помалу занятие цирюльника-хирурга становилось престижнее. Они проходили долгое обучение и сдавали экзамены. Власти тоже пытались поднять престиж профессии, так как нуждались в кадрах военно-полевых хирургов.

К началу Нового времени (16 века) бани испытали упадок. Во-первых, из-за Малого ледникового периода и сведения лесов отапливать их становилось невыгодно. Во-вторых, эпидемии чумы и сифилиса привели к боязни бань, как источника заразы, и большая доля истины в этом была.

«Двадцать пять лет назад, — пишет Эразм Роттердамскийв 1543 году, — в Брабанте не было ничего более привлекательного для публики, чем общественные бани; теперь все они стоят холодные. Новая болезнь научила нас отказываться от них».

Чем мылись и стирали?

Вы удивитесь, но какое-то подобие мыла было уже у шумеров, более 4500 лет назад. Пользовались мылом и римляне. Похожее на современное, твердое мыло появляется на арабском Востоке и в Италии в 7 веке нашей эры. В Италии в это время была создана гильдия мыловаров.

К 13 веку продавалось разнообразное мыло, белое, серое, черное (самое дешевое). Правда, мыло было дорого, так что им предпочитали мыть только лицо и руки. Но дешевым жидким стирали и одежду, правда оно было едким, так что у прачек руки были в волдырях.

Стирка без мыла, и даже с мылом, которое было, конечно, хуже современного, была делом крайне трудоемким, так что стирались, конечно, реже. Однако чистотой одежды гордились. Женщина, появляющаяся в грязном белье, называлась в средневековой Англии slutte (грязная, неряшливая). Так называли и мужчин. Позже это слово трансформировалось в slut (шлюха).

Носили в Средневековье и нижнее белье. Оно появляется еще в Древнем Риме, широко распространяется в последующую эпоху. И женщины и мужчины носили нижнюю рубаху, а вот подобие трусов - брэ, было только у мужчин. Женщины трусов не носили до 19 века. Брэ, строго говоря, были ближе к штанам, чем к современным трусам, в них не зазорно было ходить и при народе.

Римское и средневековое нижнее белье

Разумеется, я не пытаюсь сказать, что средневековые люди соблюдали гигиену не хуже нас. У них хватало отвратительных привычек. Например, выплескивать мочу и фекалии прямо на улицу, стирать в моче вещи, вешать в уборных одежду (считалось, что это помогает от вшей, которых, увы, хватало), подтирать задницу чем попало, за неимением гербовой бумаги. Чего стоит описание подтирания у Рабле:

После долговременных и любопытных опытов я изобрел особый способ подтираться, — отвечал Гаргантюа, — самый, можно сказать, королевский, самый благородный, самый лучший и самый удобный из всех, какие я знаю.

— Что же это за способ? — осведомился Грангузье.

— Сейчас я вам расскажу, — отвечал Гаргантюа. — Как-то раз я подтерся бархатной полумаской одной из ваших притворных, то бишь придворных, дам и нашел, что это недурно, — прикосновение мягкой материи к заднепроходному отверстию доставило мне наслаждение неизъяснимое. В другой раз — шапочкой одной из помянутых дам, — ощущение было то же самое. Затем шейным платком. Затем атласными наушниками, но к ним, оказывается, была прицеплена уйма этих поганых золотых шариков, и они мне все седалище ободрали. Антонов огонь ему в зад, этому ювелиру, который их сделал, а заодно и придворной даме, которая их носила! Боль прошла только после того, как я подтерся шляпой пажа, украшенной перьями на швейцарский манер...

И все же, и все же, не так-то уж нечистоплотны были наши предки, как это любят описывать.

Если эта тема будет интересна читателям, могу написать и о других аспектах не такого уж и дикого Средневековья.

Литература

Бальхаус А. Любовь и секс в Средние века

Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть II

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мыло#История

https://www.vokrugsveta.ru/articles/moyusheesya-srednevekove...

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Грязное Средневековье?.