Дореволюционная Сызрань: от крепости до торгового центра в фотографиях и свидетельствах

Основание и ранняя история

Продолжаем наше путешествие по дореволюционным городам России. Сегодня мы обратимся к истории уездного города Сызрань. Его основание в 1683 году связано с именем воеводы Григория Афанасьевича Козловского и одним из первых указов молодого царя Петра I. Изначально Сызрань задумывалась как крепость, входящая в оборонительную линию для защиты торговых путей от набегов кочевников. Однако военная роль города оказалась недолгой, и он быстро переквалифицировался в крупный и оживлённый торговый центр, чему способствовало выгодное расположение на Волге.

Уже в начале XVIII века о городе оставил запись голландский путешественник Корнелис де Бруин. В мае 1703 года, проплывая по Волге, он отметил в своих записках, что после небольшого городка Кашкур (ныне село Кашпир) находится «довольно обширный» Сызран со множеством церквей. Де Бруин также упомянул о постоянной угрозе со стороны калмыцких татар, совершавших набеги вплоть до Казани.

Экономический расцвет XVIII века

К середине XVIII века Сызрань представляла собой процветающий торговый узел. В 1765 году подполковник А. Свечин, проводивший ревизию, докладывал в Сенат о бойкой торговле. Местное купечество (777 душ) вело активную торговлю рыбой, отправляя её в Петербург и продавая оптом московским и ростовским купцам. Кроме того, сызранцы скупали хлеб и отправляли его в Москву, Астрахань и другие города. Важным событием года была летняя меновая торговля с калмыками, у которых обменивали кожи, холст и сукна на скот и лошадей. В городе была развита ремесленная сфера: от портных и сапожников до серебряных дел мастеров и переплётчиков, что говорит о высоком уровне городской культуры.

В 1780 году Сызрань получила собственный герб: «Чёрный бык в золотом поле», символизирующий изобилие скота в этих краях. Интересно, что именно в это время в соседнем имении была выведена знаменитая бестужевская порода коров. В том же году для города был составлен регулярный план застройки, а в 1796 году Сызрань официально стала уездным городом Симбирской губернии.

Взгляд учёных и поэтов

В 1769 году Сызрань посетил известный учёный-энциклопедист Петер Симон Паллас. Он подробно описал живописное расположение города на слиянии рек Крымсы и Сызранки, отметил два монастыря и остатки старых укреплений. Особое внимание Паллас уделил знаменитым сызранским садам, заявив, что здесь о разведении фруктовых деревьев заботятся как нигде в России. Также он с удивлением отметил, что многие горожане держат в своих хозяйствах экзотических китайских гусей (сухоносов), завезённых из Астрахани.

Поэт Иван Дмитриев, проведший в Сызрани 1794 год, оставил восторженные воспоминания, назвав это время «лучшим пиитическим годом». Он восхищался живописным расположением города и яркой жизнью его обитателей. По воскресеньям река Крымза была полна лодок, в которых зажиточные купцы с семьями катались под аккомпанемент бурлацких песен. Дмитриев описывал нарядных женщин в белых кисейных покрывалах, жемчугах и парчовых телогреях. Сам поэт любил утренние прогулки по высокому берегу, где наслаждался видами и сочинял стихи, а затем выбирал на заливном рынке свежих стерлядей к семейному обеду.

Писатель В. И. Немирович-Данченко в 1877 году отмечал в своих очерках «По Волге» чисто русский, без примеси инородцев, характер Сызрани и «настоящий волжский говор» его жителей.

Городской быт и статистика конца XIX века

К концу XIX века Сызрань, несмотря на то что Волга уходила от её берегов на лето, оставалась оживлённым местом. Путешественник Е. И. Рагозин в 1891 году писал, что центральная улица города кипела жизнью, а огромные трактиры (здесь их называли «гостиницами») всегда были полны народа. Эти заведения делились на отделения по чистоте и состоятельности посетителей, и народ, по словам Рагозина, «размещался сам по чутью».

Статистика того времени рисует интересный портрет города. При населении около 30 000 человек в Сызрани насчитывалось необычно много домов — 4500. Это означало, что на один дом приходилось в среднем всего 6.5 жителя, что было характерно скорее для деревни, чем для города. Объяснялось это тем, что значительная часть горожан (около 10 000) принадлежала к крестьянскому сословию и многие мещане также занимались земледелием, живя в собственных, часто небольших, домах. Каменные же здания, которых было около 30, занимали учреждения, банки, гостиницы или были родовыми особняками богатых семей.

Пейзажи, водопровод и старообрядцы

Расположение Сызрани на холмах при слиянии рек делало её необычайно живописной. Весной город, по выражению Рагозина, «положительно плавал в воде, как сызранский гусь». Реки, перерезавшие город, образовывали пруды, с которых открывался красивый вид на амфитеатр серых домиков, поднимавшихся по склонам.

Город славился двумя вещами: водопроводом и раскольниками. Водопровод, берущий воду из горных ключей и разведённый чугунными трубами по улицам, был передовым для своего времени инженерным сооружением. Однако его строительство, стоившее казне около 400 000 рублей, было омрачено судебным процессом с несостоятельным подрядчиком — Мальцовским товариществом.

Что касается старообрядцев, то их общины, обладавшие значительными капиталами, играли огромную роль в экономической и культурной жизни города и всего региона. От Сызрани вниз по Волге начинались густо заселённые раскольниками районы. В городе даже сложилась своя, широко известная среди староверов, иконописная школа.

Железная дорога, зерно и пожар

Новый этап развития Сызрани начался в 1874 году, когда она первой в губернии была соединена с сетью российских железных дорог. А в 1880 году состоялось грандиозное событие — открытие первого на Волге Александровского железнодорожного моста, названного в честь 25-летия царствования Александра II. Это сооружение стало символом индустриального прогресса.

Традиционная специализация города — хлебная торговля — к концу XIX века вывела его на четвёртое место в России по переработке зерна, уступая только Нижнему Новгороду, Саратову и Самаре.

Коллаж из журнала "Нива"

Судьбоносным и трагическим событием стал чудовищный пожар 1906 года, уничтоживший около 5500 деревянных строений — большую часть города. Эта катастрофа, однако, дала импульс для масштабной перестройки. Сызрань начала отстраиваться в камне и кирпиче. К 1916 году в городе работало 15 крупных промышленных предприятий и более сотни мелких. Динамика роста населения красноречива: с 6580 жителей в 1783 году до 43600 в 1913-м.

Другие города цикла:

Астрахань

Бузулук

Владимир

Воронеж

Екатеринбург

Иркутск

Киев

Минск

Одесса

Орёл

Оренбург

Пенза

Пермь

Самара

Саратов

Симбирск

Смоленск

Ставрополь

Ставрополь на Волге (Тольятти)

Таганрог

Тамбов

Томск

Тула

Царицын (Волгоград)

Челябинск

Ярославль

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Дореволюционная Сызрань в фотографиях и воспоминаниях современников.