Дореволюционный Бузулук

Продолжаю рассказ о жизни дореволюционных городов. На очереди уездный город Бузулук. Бузулукский уезд сначала входил в Уфимское наместничество, в 1796 году стал частью Оренбургской губернии, а в 1851 году был присоединён к Самарской губернии.

Весной и летом 1736 года Оренбургской экспедицией, под руководством обер-секретаря Сената И. К. Кирилова, были заложены ряд крепостей по реке Самаре, в том числе «Бузулуцкая». Она была названа в честь реки – притока Самары. Изначально крепость была в устье реки, но эта территория затапливалась в половодье, поэтому её перенесли на более высокое место. Первыми поселенцами «назначены 478 яицких казаков, 19 ногайцев, 12 калмыков, 47 разного звания людей, отчасти ссыльных». По свидетельству П. И. Рычкова «обыватели крепости довольствуются боровым лесом, где много водится лосей… Кроме того, имеется для хлебопашества хорошая земля и хлеба больше других производят…»

Интересные заметки о Бузулуке оставил публицист Константин Григорьевич Евлентьев (1824-1885). Вот что он писал о первых годах существования города:

«В 1781 году в судьбе Бузулукской крепости произошел переворот: Бузулукская крепость названа городом Бузулук. День открытия города был днем торжества для обывателей крепости. Высочайший указ Императрицы Екатерины Великой, учреждающий город, был прочитан в церкви после Божественной литургии в присутствии коменданта и всех обывателей. В последовавшем за прочтением Высочайшего указа благодарственном Господу богу молебствии провозглашено было многолетие Великой Учредительнице городу и всему Ее Августейшему Дому, при чем бузулукские казаки произвели ружейную стрельбу; весь этот вожделенный для обитателей Бузулукской крепости день юные горожане веселились, был колокольный звон, а вечером город был иллюминирован. Комендантом в Бузулукской крепости был в то время премьер-майор Герасим Иванович Мосолов».

«1785 год ярко отмечен в хронике Бузулука. Этот год был тяжелою годиною для города. В Бузулуке ждали главного начальника Оренбургского края, ехавшего из города Оренбурга в Санкт-Петербург. Горожане встретили наместника у Оренбургских или Овечьих ворот, причем из крепости сделаны были в честь его пушечные выстрелы. Любопытные обыватели следовали за генерал-губернатором к его квартире. Наместник остановился в доме заседателя Уездного суда поручика Дмитрия Никитича Спичинского, имевшего двухэтажный деревянный дом у Водяной башни Бомбардир, паливший из пушки, поспешил за любопытными и второпях не погасил хорошенько фитиля, брошенного им в пороховой амбар (амбар этот находился у Овечьей башни, на том месте, где стоял старый угловой дом купца Пудовкина). Генерал-губернатор не переменил еще лошадей как пороховой амбар взорвало и страшный начался пожар.

Наместник вышел из своей квартиры, отдав приказание вывести свой экипаж за город, что и было исполнено руками усердных обывателей. Огонь, усиливаемый ветром, скоро превратил в пепел весь и без того небольшой городок. При этом бедственном событии сгорело до 300 обывательских домов, 2 церкви и 6 человек обывателей, пороховой амбар, от которого произошел пожар, соляной амбар, запасный хлебный магазин и тюремная изба. При этом случае сгорело все деревянное укрепление новой Бузулукской крепости. Даже обывательские гумна за речкой Домашкой и кустарник там растущий не ушли от разрушительного огня. От пожара остался единственный казенный соляной амбар, который существует в городе и поныне. Этот амбар в 1785 году стоял тоже у Овечьей башни. При обновлении города после пожара он был перенесен за черту города, а ныне находится в самом городе у дома А. Племянникова...

После пожара в ожидании нового плана для постройки города обыватели выгоревшего Бузулука жили на родном пепелище. Судебные места на время переведены были в ближайшую к городу крепость Елшанскую. К осени того же несчастного года был получен новый план. По этому чертежу земляное укрепление прежней Бузулукской крепости было уничтожено: вал срыт и ров завален, прежняя площадь упразднена, а кладбище перенесено за город на нынешнее его место. Лес на постройку новых домов большей частью срублен был у подножия Атаманских гор, где произрастал отличный строевой лес… С открытием города и учреждением судебных мест в Бузулуке тотчас явились гражданские чиновники и образовались купеческое и мещанское сословия»

Из наблюдений публициста Е. К. Евлентьева: «Среди обывателей города Бузулука значительно от других отличаются лавочные приказчики. Они больше своей частью не отличаются щеголеватостью и опрятностью в одежде. Как люди торговые они более заботятся о том, чтобы скорее нажить капитал, а не облагообразить свою наружность. Не отличаются также лавочные приказчики ни роскошью, ни даже обыкновенным довольством в домашней жизни. Они стараются жить скромно. Круг своих знакомств они ограничивают родственниками или торговой братию. Эти как равно и другие причины дают им возможность нажить деньги и торговать «от себя». Правда и то, что они не прочь давать товары в долг знакомым, а незнакомым по верному поручительству.

Обратите внимание: Дореволюционный Новый год в воспоминаниях современников.

Но они всегда это делают с большой выгодой для себя потому, что человек, покупающий в долг, стыдится рядиться о цене товара. Лавочные приказчики не сострадательны к бедным, они не подают копейку нищему и на просьбу о помощи отвечают "Бог подаст".

К чиновникам лавочные приказчики испытывают какое-то нерасположение, не смотря на то, что чиновники являются всегдашними и выгодными покупателями. Но часто и резко проявляются в характере лавочных приказчиков черты еще более непривлекательные. При продаже покупателям товаров лавочные приказчики прибегают к средствам не совсем позволительным. Так, например, они клянутся, что продают товар себе дороже и, что они уступают его по такой низкой цене только по знакомству. Божба и клятвы составляют у лавочных приказчиков самое главное и убедительное доказательство того, что они не собираются обмануть покупателя. Едва ли покупатель сделает покупку, не выслушав бесчисленное количество божбы и клятв от лавочного продавца.

При продаже товаров лавочные приказчики часто допускают неприличия. Покупатель нередко замечает неудовольствие, выражаемое продавцами, если он пересмотрев товар выходит из лавки без покупки. Нередко бывает, что от досады лавочные приказчики провожают бранными словами покупателей, ничего у них не купивших. Есть и вопиющие примеры нечестного поведения лавочных приказчиков. Например, одна крестьянка купила в лавке ситца. На улице при хорошем свете она рассмотрела, что ситец гнилой. Вокруг крестьянки собрались любопытные. Чего же я, батюшки, делать то буду, заголосила обманутая. Ступай обратно в лавку и попроси приказчика - пусть переменит - посоветовали ей осмотревшие ситец. Между тем все собравшиеся остались ждать, чем все закончится. Женщина отправилась в лавку и через короткое время вышла обратно. На вопрос собравшихся она печально ответила - не поменяли, уже нельзя говорят. И так бедная женщина с горькими слезами отправилась домой».

Из книги Е. И. Рогозина «Путешествие по русским городам»: «Бузулук стоит среди степей и имеет вид вполне степного города. Тотчас близь железной дороги вы встречаете целый город амбаров для ссыпки хлеба, их насчитывают до трехсот. Уже четыре года стоят эти амбары пустые вследствие неурожаев, но родится хлеб – и все они наполняются и еще не хватает места для ссыпки. Самарская губерния имеет большое сходство с южною частью Бессарабии: и там, и здесь делаются огромные посевы, рассчитанные исключительно на удачу, и хозяйство имеет вид биржевой игры. Пойдут вовремя дожди, будет хорошая уборка – и разом составляется состояние. Но будет засуха весной, дожди во время уборки – пропадает вся работа и даже семена. Шансов же на неудачу здесь очень много.

В 1885 году, например, с 14 апреля по декабрь месяц ежедневно шел дождик, и, несмотря на огромный урожай, убрать хлеба не могли. В прошлом и настоящем годах были страшные жары весной, и хлеб вовсе не уродился. Весной бывают иногда такие ужасные ветры, что выдувают с полей сделанные посевы, так что приходится вновь пересевать поля. Ввиду этого здесь принято оставлять на полях комья, которые, защищая от ветров, не дают им сносить семян. Когда слушаешь здешних хозяев о претерпеваемых ими бедствиях, то вчуже становится страшно, тем более что бороться с такими силами природы почти невозможно. Есть одно средство, могущее уменьшить влияние ветров и засухи, – это облесение, но для этого требуется слишком много энергии и времени.

Бузулук, несмотря, однако, на неурожаи и на пустые амбары, начинает прихорашиваться. В городе проводятся мостовые, и на центральной площади можно смело ехать, не боясь потонуть; мостятся подъезды к реке, расставлены по городу чаны с водой, и жители мечтают об обществе взаимного страхования. Жаль, что Оренбургская дорога как бы назло обошла город, и даже станцию устроила не против Бузулука. Говорят, строители поссорились с городом!

Интересная особенность Бузулука, указывающая на безлесие местности и степной ее характер, – это продажа на лесном дворе заготовленных деревянных крестьянских изб, которых я насчитал более 400. Избы эти продаются совсем готовыми, с крыльцами, дверями и рамами, так что стоит только поставить в них печи, и можно жить. Большинство этих домиков построены из осины и имеют по два окна, а часть домов сосновых в три и даже пять окон.

Между железною дорогой и городом недавно возведен женский монастырь, очень широко построившийся. Задумали монашенки выстроить и колокольню, но заложили ее таких громадных размеров, что не могли осилить, и она уже несколько лет стоит недостроенною.

Еду я все по степи и никак не могу понять ее прелести. Я чувствую ее силу и величие, но красоты не вижу. Да и немудрено. Нужно видеть степь во всех ее видах, сжиться с этою природой, и только тогда начнешь понимать ее и любить».

В 1811 году в городе проживало 1 000 человек, а в 1897 году — 14 47, в 1913 — 16500. В Бузулуке ежегодно проводилось три ярмарки. Функционировал колокольный завод. В городе были Богородицкий женский и Спасо-Преображенский мужской монастыри, 5 церквей, городское трёхклассное мужское и трёхклассное женское училища, а также 2 приходских училища.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Дореволюционный Бузулук.