В середине XIX века, в 1842 году, произошло значимое событие в истории малочисленного коренного народа России — нагайбаков. Казачьи семьи из станиц Нагайбакской и Бакалинской Уфимской губернии были переселены в Оренбургскую губернию, где разделились на три группы. Это переселение стало поворотным моментом, определившим дальнейшую судьбу и идентичность южной группы нагайбаков.
Южная группа обосновалась непосредственно у границы. Несколько десятков семей заселили поселки Нежинский, Гирьял, Алабайтал, Подгорный и станицу Ильинскую. На них была возложена стратегически важная задача — охрана приграничных участков Оренбургско-Орской дороги, ключевой транспортной артерии региона. Это поселение на границе не только определило их служебную роль, но и создало уникальные условия для культурного и религиозного взаимодействия.

Карпеев М. Оренбургские казаки XIX века
Устные предания о происхождении и насильственном крещении
Среди татарского населения сел, где некогда жили нагайбаки, распространены устные предания, связывающие их происхождение с насильственным обращением в христианство. Согласно этим рассказам, предков нагайбаков «нагайкой гнали в Урал», чтобы заставить принять православную веру. Некоторые версии даже утверждают, что сопротивление было настолько ожесточенным, что «вся река Урал была в крови». Эти истории, передаваемые из поколения в поколение, рисуют картину трагического разрыва с прежней верой.
Интересны и воспоминания о двоеверии, практиковавшемся некоторыми новокрещеными. Как рассказывали предки потомственного казака Раима Григорьева, человек мог формально посещать церковь, а затем, вернувшись домой, втайне соблюдать мусульманский пост (уразу). Священники же тщательно следили за поведением своей паствы, пытаясь искоренить подобные практики.

Расселение нагайбаков в 1842–1843 годах
Современное восприятие термина «нагайбак»
Сегодня в селах, связанных с историей южной группы, слово «нагайбак» (или его локальная форма «нугайбек») несет сложную смысловую нагрузку и почти утратило этническое значение. Для современных татар, например, из села Нежинка, оно ассоциируется исключительно с православием. На вопрос о том, кто такие нагайбаки, местные жители отвечают: «крещеные». Таким образом, «нугайбек» стал обозначать не народ, а факт перехода из ислама в христианство.
Другие жители считают нагайбаков кочевым народом из соседних степей, путая их, вероятно, с киргиз-кайсаками (казахами). Важно отметить, что во всех версиях современные татары подчеркивают дистанцию между собой и нагайбаками. Они признают, что среди их предков были крещеные татары, но говорят о них в третьем лице, как о чем-то отдельном и внешнем. Слово «нагайбак» воспринимается как навязанный извне ярлык, церковный или административный, и почти не используется для самоназвания, часто имея насмешливый или негативный оттенок.

Круковский М.А. Портрет киргиз-кайсаков. Киргиз-кайсаки. Россия, Алтайский край. 1911-1913 гг.
Динамика веры: от православия обратно к исламу
После издания указа 1905 года «О веротерпимости» начался активный процесс возврата к исламу. Этот процесс протекал неравномерно. Например, жителей поселка Подгорное соседи из Ильинки стали называть «подгорнинскими нагайбаками» именно потому, что те не спешили менять веру, в то время как ильинские татары массово перешли в ислам. В церковных отчетах даже упоминается давление со стороны ильинских родственников на подгорнинцев с целью отказа от православия.
Истории семей ярко иллюстрируют этот раскол. Потомки старинных нагайбакских родов (Ряховские, Федоровы, Гафуровы) сегодня не идентифицируют себя с этим наследием, подчеркивая: «Нагайбаки меня не касаются, я — чистый татарин». При этом в памяти сохранились рассказы о родственниках, оставшихся верными православию, как прапрабабушка Наташа, которая просила похоронить себя на русском кладбище, потому что «в церковь я каждый день хожу, а в мечеть не смогу так ходить».

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Оренбургская область, Кувандыкский р-н, с. Подгорное. Фото из интернета.
Роль личности: урядник Леонтий Уряшев
Ключевую роль в возвращении нежинских татар к исламу сыграла харизматичная фигура урядника Леонтия Уряшева. Будучи по происхождению нагайбаком, он стал активным сторонником и организатором отречения от православия. Согласно местным легендам, Уряшев дважды встречался с императором Николаем II. Вторая встреча в 1905 году была особенно значимой: он лично передал царю прошение об исключении его и его односельчан из числа православных.
Рассказы о том, как император принял Уряшева без перчаток (знак уважения) и беседовал с ним за чаем, стали частью местного фольклора и укрепили авторитет урядника. После удовлетворения прошения значительная часть жителей Нежинки официально вернулась в ислам. Несмотря на покушение (его ударили кирпичом по голове), в памяти потомков Леонтий Уряшев остался героем и мудрым лидером, при котором «в селе было спокойно». Примечательно, что современные татары, гордясь им, настойчиво отрицают его нагайбакское происхождение.

Урядник Леонтий Уряшев. Нежинский. Начало XX в. Личный архив семьи Уряшевых

Внучки Леонтия Уряшева. Нежинка. 2016 г.
Смешанная религиозная практика и культурная память
После 1905 года ислам в регионе укрепил свои позиции. В Нежинском на средства купца Хусаинова в 1906–1907 годах была построена первая мечеть. Интересно, что, по словам местных жителей, тот же Хусаинов позже вложил средства и в строительство церкви (1911 г.), стремясь предотвратить распри между конфессиональными общинами. Этот факт говорит о сложном переплетении интересов и стремлении к миру в многонаселенном регионе.
Связь современных татар с нагайбакским прошлым прослеживается не столько в самоидентификации, сколько в отдельных элементах культуры, например, в поминальных обычаях (ашлар, Аш бирәу). Некоторые жители и сегодня практикуют элементы двоеверия, признаваясь, что тайно молятся иконке Николая Чудотворца, параллельно посещая мечеть.

Татарин-казак Раим Григорьев. Нежинка. 2016 г. Фото Белоруссовой С.Ю.
Исчезновение южной группы и исторические корни нагайбаков
На сегодняшний день в селах южной группы практически не осталось людей, идентифицирующих себя как нагайбаки. Местные татары говорят о них как об исчезнувшем народе, вспоминая легенды о «последних» семьях, умерших в голод 1921 года или просто «перевевшихся». Для нынешнего поколения нагайбаки стали частью местного фольклора, мифом, а не живой исторической реальностью.
Однако исторические источники позволяют восстановить генезис этой уникальной группы. Нагайбаки сформировались как этническая общность в XVIII веке в результате колонизационной и миссионерской политики Российской империи на степных границах. Нагайбакская крепость стала центром, где крестили и готовили к пограничной службе людей разного происхождения — инородцев и беглых пленников. Общая судьба, служба в казачестве, насильственное крещение и последующие исторические события (бунт Пугачева, война 1812 года) сплотили их в отдельную группу. Их самосознание во многом было сформировано и поддержано православными миссионерами.
Интересно, что в отличие от растворившейся южной группы, центральная и северная (чебаркульская) группы нагайбаков демонстрируют рост этнического самосознания, участвуют в фестивалях и даже рассматривают возможность межгрупповых контактов для «освежения генофонда». Оренбургские же татары, потомки южной группы, к этому наследию интереса практически не проявляют, хотя оно и оставило свой след в их исторической памяти.

Бакалинская нагайбачка. Фото М. А. Круковского. 1908 г.
Материалы для поста были взяты из источника: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. — 424 с.
🔔 Подписывайтесь на наш проект"Медиа о нагайбаках | КМН РФ", чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбаков.
Обратите внимание: 5 секретов стрельбы от лучшего киберспортсмена World of Tanks. Как настреливать в бою больше?.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Южная группа нагайбаков: смена веры после переселения на территорию вдоль Оренбургско-Орской дороги.