В середине XIX века, в 1842 году, произошло масштабное переселение нагайбаков — особой группы казаков. Они покинули Нагайбакскую и Бакалинскую станицы Уфимской губернии и были расселены по трём районам Оренбургской губернии, образовав три отдельные общины. Одной из них стала южная группа, чья дальнейшая судьба сложилась особенно драматично.
Оказавшись на стратегической границе со степью, эти православные казаки попали в уникальный культурный и религиозный «котёл». Со временем, под влиянием соседства с другими народами и исторических потрясений, значительная часть южных нагайбаков ассимилировалась с татарским населением, и сегодня их потомки часто идентифицируют себя как татары, утратив связь с первоначальной казачьей идентичностью.

Казаки-нагайбаки на выставке «Традиционная культура нагайбаков Южного Урала» (Казань, 2016 год). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нагайбаки
География расселения: форпост на степной границе
Южная группа обосновалась в станицах и деревнях Оренбургского уезда: Нежинский, Гирьял (Гирьяльская станица), Алабайтал, Ильинская и Подгорный. Эти поселения имели ключевое военно-стратегическое значение, так как располагались вдоль важной Оренбургско-Орской дороги и непосредственно на рубеже с кочевой степью. Их создание было частью общей имперской политики по укреплению юго-восточных границ России после завершения Оренбургской экспедиции.

Карта, иллюстрирующая переселение нагайбаков в 1842–1843 годы. Источник: книга Белоруссовой С. Ю. «Нагайбаки: динамика этничности»
Предшественники: первые неудачные попытки колонизации
История заселения этих земель началась гораздо раньше. Ещё в середине XVIII века, в 1740 году, российские власти пытались создать здесь опорные пункты. Для этого на Украину (тогда Малороссию) был направлен поручик Калачев с целью набора добровольцев — малороссийских казаков, которых называли «черкасами». Зимой 1740/41 годов более двухсот семей прибыли на новое место, и в 1742 году было основано Нежинское укрепление.
Однако суровая реальность пограничья быстро дала о себе знать. Уже летом 1743 года на поселенцев напали кочевники-киргизы, уведя в плен 30 человек. После этого трагического события черкасы отказались оставаться в опасной зоне и были возвращены обратно. Позже эти земли заселяли русские казаки и крестьяне, и лишь спустя почти столетие сюда прибыли нагайбаки.

Современный вид села Нежинка в Оренбургской области. Источник: Интернет
Эпоха потрясений: Пугачёвщина и новые жители
Поселения будущей южной группы нагайбаков серьёзно пострадали во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва (1773–1775). В ноябре 1773 года Гирьяльский редут был разгромлен, а Ильинская крепость — полностью разграблена и сожжена вместе с церковью.
Последующие годы также были неспокойными: повторные набеги кочевников (например, в 1778 году Гирьяльский редут был разрушен до основания) привели к запустению. Для управления опустевшими крепостями назначали немецких офицеров на русской службе. Постепенно, чтобы восполнить нехватку населения, сюда стали переселять ясачных татар из соседних уездов. Многие из них, в связи с военными нуждами края, были переведены в казачье сословие. К 1785 году, например, в Ильинской крепости татары-казаки составляли уже почти четверть населения.
Прибытие нагайбаков: рассеянное меньшинство
В первой половине XIX века, для усиления военного и хозяйственного потенциала границы, сюда начали направлять нагайбаков. Однако их расселение имело важную особенность: их не селили компактной общиной, а распределяли небольшими группами среди уже живших здесь русских и татар. Это привело к тому, что нагайбаки оказались разбросаны по разным, часто удалённым друг от друга поселениям (например, расстояние между Нежинкой и Подгорным составляло около 180 км по прямой).
Такая дисперсность серьёзно затрудняла поддержание внутригрупповых связей, языка и традиций. Существует мнение, что южная группа формировалась постепенно, на протяжении начала XIX века, и разные её части, прибывавшие небольшими партиями, изначально слабо контактировали между собой.

Фрагмент исторической карты Оренбургского края XVIII–XIX веков. Источник: Интернет
Демография: малочисленная группа
Южная группа была самой небольшой среди трёх основных общностей нагайбаков. Статистические данные ярко демонстрируют их положение как этнического меньшинства:
- В 1881 году общая численность нагайбаков южной группы составляла 474 человека, в то время как татар в тех же местах проживало более 17 тысяч.
- К началу XX века ситуация мало изменилась. Например, в Нежинском в 1904 году было 170 русских семей и лишь 41 семья нагайбаков.
- В Ильинской в 1904 году на 170 русских и 80 татарских дворов приходилось только 33 нагайбакских хозяйства.
Таким образом, нагайбаки почти везде составляли демографически незначительную часть населения, что усиливало давление со стороны более многочисленных соседей.
Трудности пограничной жизни: постоянная угроза
Жизнь на самой границе со степью была полна опасностей и лишений. По воспоминаниям потомков, переселение было долгим и тяжёлым — путь на новое место занимал до трёх месяцев. Прибыв, люди видели лишь бескрайнюю ковыльную степь и кочевые кибитки.
Местные кочевники — киргиз-кайсаки (предки современных казахов) — часто совершали набеги на новые поселения, видя в них угрозу своим пастбищам. Они угоняли скот, сжигали запасы сена, захватывали в плен казаков, нёсших сторожевую службу. Существовали рассказы о том, как кочевники нагайками загоняли женщин, собиравших ягоды, обратно в пределы села. Страх был настолько велик, что жители Нежинского, например, старались не выезжать за пределы села в одиночку.

Киргиз-кайсаки на рисунке XVIII века. Источник: Интернет
Религиозный раскол: между крестом и полумесяцем
Одним из ключевых факторов, определивших судьбу южных нагайбаков, стала религиозная идентичность. Изначально крещёные, они оказались в среде, где православная церковная жизнь была крайне слаба: службы часто велись на непонятном русском языке или не проводились вовсе.
Ситуацией озаботилась Оренбургская епархия, которая с 1870-х годов начала активную миссионерскую деятельность. В 1880-е годы в поселениях открылись миссионерские школы, позже были построены церкви: Покровский храм в Подгорном (1898), Никольская церковь в Гирьяле (начало XX в.) и большой храм Михаила Архистратига в Нежинском (1910).
Однако миссионерские усилия часто были формальными и запоздалыми. Многие нагайбаки сохраняли историческую память о своих предках, исповедовавших ислам до крещения. Решающим событием стал Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, разрешивший официальный выход из православия. После этого массовый переход в ислам стал открытым:
- В Ильинской в 1906 году ислам приняли 9 из 14 нагайбакских семей.
- В Нежинском к 1906 году в православии оставалось лишь около пяти семей, остальные перешли в мусульманство.
- В Подгорном за 1908–1909 годы ислам приняли 25 из 35 семей, и вскоре там появилась своя мечеть.
Причинами перехода стали не только историческая память, но и влияние татар-соседей, слабая интеграция в православную общину, а также родственные и социальные связи.

Храм Святого Архистратига Божия Михаила в селе Нежинка. Источник: Интернет
Трансформация идентичности: от нагайбаков к татарам
Смена религии закономерно повлекла за собой смену этнического самосознания. Потомки южных нагайбаков сегодня идентифицируют себя как татары. В местной исторической памяти закрепился нарратив о том, что их предки были «крещёными татарами», которых насильно удерживали в православии.
Этот процесс сопровождался и изменением фамилий. По рассказам старожилов, многим татарским родам при переселении давали русские фамилии: Юнусовы становились Григорьевыми, Каримовы — Васильевыми. Собственные фамилии удалось сохранить лишь наиболее влиятельным и зажиточным семьям, таким как Бектеевы (Биктеевы) и Уряшевы.
Старики вспоминали, что их предки не понимали русский язык и службу в церкви. Священник вынужден был лично упрашивать их приходить в храм, говоря: «Делайте это не ради церкви, а ради меня». Отказ от крещения и статуса казака влек за собой серьёзные последствия: денежные штрафы, лишение земельного надела и выселение, так как согласно указу 1835 года, татарам запрещалось селиться на оренбургской линии без принятия православия.
Материалы для статьи основаны на исследовании: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. — 424 с.
🔔 Подписывайтесь на наш проект «Медиа о нагайбаках | КМН РФ», чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбаков.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Южная группа нагайбаков: как казаки-переселенцы оказались на границе степей вдоль Оренбургско-Орской дороги.