Европейское Средневековье: от упадка к Возрождению
Эпоха Средневековья представляет собой один из ключевых периодов мировой истории, длившийся, согласно общепринятой периодизации, с V по XVII век. Этот промежуток между Античностью и Новым временем имел свои уникальные черты в разных регионах мира, но именно в Европе он стал временем формирования основ современной западной цивилизации.
Историки традиционно делят европейское Средневековье на три основных этапа, каждый из которых принес значительные изменения в политику, экономику и культуру.
Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.)
Это был период становления, когда на обломках Западной Римской империи зарождался новый общественный уклад – феодализм. Происходило сложное взаимодействие и смешение социальных структур поздней античности и так называемого «варварского» родоплеменного строя. Экономика переживала упадок: города пришли в запустение, а основой жизни стало натуральное сельское хозяйство. Лишь в регионах Средиземноморья городская жизнь и торговля сохранили свое значение.
На политической карте Европы появились раннефеодальные королевства франков, вестготов, остготов, англосаксов, а позже и славянские государства. Культурная жизнь после падения Рима сначала пережила глубокий кризис, но постепенно началось ее возрождение. Ключевую роль в этом сыграла христианская церковь, которая стала наследницей и хранительницей античного культурного наследия, синтезируя его с новыми, раннесредневековыми традициями. Византия, Восточная Римская империя, пошла своим особым путем, сохранив многие достижения античной цивилизации.
Развитое (Классическое) Средневековье (середина XI – конец XV вв.)
Эта эпоха ознаменовалась преодолением феодальной раздробленности и формированием централизованных государств, таких как Англия, Франция, Испания, а также Польша, Венгрия и Московская Русь. Укрепилась власть монархов, появились сословно-представительные органы, где все большую роль играло бюргерство – зажиточное городское население. При этом некоторые регионы, например Италия и Германия, оставались раздробленными вплоть до XIX века.
В культуре наметился важный поворот: началась секуляризация общественного сознания, рос интерес к рационализму и опытному знанию. К концу этого периода зародилась гуманистическая культура эпохи Возрождения, которая стала мостом к Новому времени.

Доменико ди Микелино. Божественная комедия освещает Флоренцию. 1465. Фреска. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Это произведение символизирует синтез средневековой духовности и зарождающихся ренессансных идеалов.
Позднее Средневековье и Раннее Новое время (XVI – XVII вв.)
Это был век глубоких перемен и перехода от феодальных отношений к раннекапиталистическим. Мощные антифеодальные движения вылились в первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Религиозная жизнь Европы была потрясена Реформацией, приведшей к появлению протестантизма и ожесточенным религиозным войнам. В итоге в Европе окончательно оформились три основные христианские конфессии: католицизм, православие и протестантизм.
В политике утвердилась абсолютная монархия, вытеснившая сословное представительство, хотя в каждой стране абсолютизм имел свои особенности. В духовной сфере царили идеи позднего гуманизма, а XVII век стал временем бурного развития естественных наук и философского рационализма.
Каждый из этих этапов открывался масштабными миграциями и завоеваниями: Великое переселение народов, экспансия викингов, Крестовые походы, нашествие монголов и, наконец, Великие географические открытия, которые кардинально изменили представления европейцев о мире и положили начало колониальной эпохе.
Именно в Средневековье сформировались большинство современных европейских народов, языков и государств, сложились основы национальных культур. Архитектурные стили – романский, готический, ренессансный – до сих пор определяют облик многих европейских городов. Наследие этой эпохи, от высокой литературы и философии до политической мысли, продолжает жить и влиять на современный мир, делая изучение Средневековья не только научной задачей, но и способом понять истоки многих современных явлений.

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057) – выдающийся памятник древнерусской книжной культуры эпохи раннего Средневековья.
Восточное Средневековье: иной путь развития
Понятие «Средневековье», рожденное в европейской историографии для обозначения периода между Античностью и Возрождением, плохо применимо к истории Востока. Если для Европы это время ассоциируется с феодализмом и движением к преодолению раздробленности, то Восток развивался по своей собственной логике.
Для восточных обществ были характерны консервативная стабильность социальных структур, сильная централизованная власть в форме великих империй и развитый бюрократический аппарат. Важнейшую роль играли мировые религии – ислам, буддизм, индуизм, которые сплачивали огромные пространства и формировали устойчивые культурные зоны. Богатая международная торговля способствовала процветанию, а социальная система стремилась поддерживать баланс и не допускать чрезмерного имущественного расслоения.
Попытки найти единую для всего Востока границу между «древностью» и «средневековьем» на основе объективных критериев (степень централизации, роль религии, темпы развития) сталкиваются с серьезными трудностями. Рубежи оказываются разными для каждого региона:
- Ближний Восток: ключевым событием стало возникновение ислама в VII веке, которое привело к созданию Арабского халифата и радикальной трансформации общества.
- Индия и Юго-Восточная Азия: здесь перелом наступил гораздо позже, в XII–XV веках, с активным проникновением ислама, которое, однако, не смогло до конца изменить местные кастовые и общинные структуры.
- Дальний Восток (Китай): переход к «средневековым» формам начался еще в III–II веках до н.э. с созданием централизованной империи и официальной конфуцианской идеологии, а завершился к VI веку н.э.
Таким образом, единой хронологической грани для Востока не существует. В современной историографии часто используется условная дата – первые века нашей эры, заимствованная из европейской периодизации, но не отражающая реальных формационных сдвигов.
Сложнее определить и конец восточного Средневековья. Им нельзя считать европейские события вроде Английской или Французской революций. Более логично связать эту грань с началом глубокой трансформации восточных обществ под воздействием Европы. Хотя колониальная экспансия началась еще в XVI веке, подлинный перелом наступил в XIX столетии. Именно тогда машинная индустрия и капиталистический мировой рынок начали ломать традиционную структуру Востока, вынуждая его приспосабливаться к новым реалиям. Поэтому условным завершением восточного Средневековья можно считать середину XIX века.

Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице – величественный памятник цивилизации майя, чья история является самобытной частью мировой истории эпохи Средневековья.
Доколумбовы цивилизации Америки
Особой и трагической страницей эпохи стали высокоразвитые цивилизации Мезоамерики и Южной Америки – майя, ацтеков и инков. Их государства с уникальной культурой, сложной социальной организацией и значительными научными (особенно астрономическими) достижениями существовали в полной изоляции от Старого Света.
Их самобытное развитие было насильственно прервано в XVI веке в ходе испанского завоевания (конкисты). Несмотря на физическое уничтожение этих цивилизаций, их культурное наследие – пирамиды, храмы, произведения искусства – сохранилось и сегодня признано частью Всемирного наследия человечества, напоминая о многообразии путей исторического развития.
Дополнительные материалы и литература:
Для более глубокого изучения тем, затронутых в статье, рекомендуются следующие источники:
- Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М.: Высшая школа, 1993.
- История средних веков. (под ред. С.П. Карпова). Т. 1. М., 1998.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
- Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.
- Рождение Европы. СПб.: Alexandria, 2007.
- Егер О. Всемирная история. Средние века. М.: АСТ, 2001.
Обратите внимание: Мнение: стоит ли покупать большие новогодние коробки 2021.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Человечество в эпоху Средневековья и Раннего Нового времени.